22 октября 2019 Академия

Автономные суда: отдача швартовых началась

О работе секции «Навигационная безопасность мореплавания и ведения промысла», заседание которой в рамках VII Международной научной конференции «Морская техника и технология. Безопасность морской индустрии» рассказал к.т.н., доцент кафедры судовождения Сергей Владимирович Ермаков.

Нужны ли будут магнитные компасы на автономных судах? Вопрос, конечно, занимательный, но появился он здесь только ради того, чтобы продемонстрировать все предметное разнообразие научных исследований участников одной из секций VII Балтийского морского форума. Перспективы развития безэкипажных и беспилотных судов в настоящее время достаточно трудно оценить какими-либо точными временными границами. Однако, любое научное собрание, на котором так или иначе проявляются эти суда будущего, делают это будущее несколько ближе ко дню сегодняшнему.

Искусственный интеллект, когнитивное моделирование, e-Navigation и e-Maritime – еще каких-то пять-десять лет назад эти громкие словосочетания были большой редкостью на академических научных форумах. Сейчас же ими была пронизана вся работа секции, которую возглавил д. т. н., декан судоводительского факультета Виталий Александрович Бондарев. И, как положено настоящему флотоводцу, он первым вышел к трибуне, своим докладом о принципах судоходства будущего очень высоко подняв планку для коллег.

Стремление морского научного сообщества минимизировать участие человека в процессе судовождения никак не изменит свойства перевозимых на судах грузов. Если им суждено, например, разжижаться, то они будут разжижаться, приобретая способность легко смещаться и тем самым создавать угрозу так называемого капсайза (capesize), т.е. опрокидывания судна. Уже не первый год решением этой проблемы занимается к.т.н., доцент кафедры безопасности мореплавания Борис Самуилович Гуральник. Его, как всегда интересный доклад на соответствующую тему, вызвал продолжительную дискуссию. Основным оппонентом докладчика здесь выступал д.п.н. С.С. Мойсеенко. Однако Сергей Сергеевич высказывал свое мнение, в первую очередь, не как ученый, а как практик, имеющий многолетний капитанский опыт перевозки подобных грузов. Естественно, что некоторый симбиоз теории и практики, явившийся результатом дискуссии, принесет только пользу для исследований в этом направлении.

Несколько позже профессор Мойсеенко своим выступлением органично дополнил доклад коллеги. По сути, и Сергей Сергеевич, и Борис Самуилович говорили об одном – как перевозить грузы, только при этом рассматривали абсолютно различные аспекты их транспортировки. «Методологические основы проектирования и управления мультимодальными перевозками» – именно такое название доклада было выведено на первый слайд презентации профессора С.С. Мойсеенко.

Среди методов, при помощи которых проводятся исследования навигационной аварийности судов, особняком стоит информационно-логический анализ. Дело в том, что профессор кафедры судовождения Юрий Аронович Данилов является, можно сказать, пионером в этом направлении. Многие десятки реальных столкновений и посадок на мель и сотни чисел, их характеризующих, были приняты к рассмотрению, чтобы упомянутым методом провести оценку маневренных качеств судов.

Магнитный компас уже «звучал» выше и, как могло показаться, в противопоставлении с автономными судами. Пока последние являются хоть и реальной, но не самой близкой перспективой, магнитные компасы, также, кстати, автономные, только по природе своей, останутся актуальными на флоте и в морской науке. «Засветился» этот компас и в рамках навигационной секции. Доцент кафедры судовождения БГАРФ С.В. Ермаков представил коллегам результаты математического моделирования вращения картушки компаса, установленного на циркулирующем судне. Практическая значимость этой работы заключается в возможности оценки погрешности курса при управлении судна по магнитному компасу, когда оно (судно) поворачивает – ведь компасный курс практически никогда в таких случаях «не успевает» за истинным.

В работе секции участвовали не только зрелые ученые, для которых подобные мероприятия уже давно стали неотъемлемой частью жизни, но и представители ближайшего будущего науки. Так, совсем скоро Игорю Крицкому предстоит окончание аспирантуры и защита кандидатской диссертации, а пока же он учится выступать и защищаться, дискутировать и критиковать на примере старших товарищей, причем учится довольно плодотворно.

Основным итогом работы секции «Навигационная безопасность мореплавания и ведения промысла» стало осознание все участников заседания неизбежности очередной научно-технической революции в мире судоходства. И ждать ее не надо – ее надо делать!