УПС «Крузенштерн» сегодня

Характеристики

Длина габаритная: 114,5 м

Ширина габаритная: 14,04 м

Осадка по летнюю ватерлинию: 6,27 м

Высота борта: 8,48 м

Площадь парусов: 3400 м²

Высота мачты: 55 м над палубой

Мощность двух двигателей: 1472 кВт

Скорость на парусах: 17 узлов

Скорость на двигателях: 10 узлов

Количество палуб: 5

Количество переборок: 7

Экипаж: 70 человек

Количество курсантов: 120 человек

Главный двигатель (количество × мощность, марка): 2 × 736 кВт, 8NVD 48A-2U

Гребное устройство (количество × тип): 2 × винт фиксированного шага, цельнолитой, четырёхлопастной

Рулевое устройство: перо руля

Учебно-парусное судно «Крузенштерн» — символ Калининграда, сохранения морских традиций и преемственности поколений

Судоходная компания известного немецкого судовладельца из Гамбурга Фердинанда Лайеша заказала в 1925 году на верфи Дж. Текленборга в Гестемюнде возле Бремерхафена большой стальной парусник — четырехмачтовый барк для капгорновской линии. Корпус судна построили менее, чем за год. По сложившейся традиции названия судам, построенным для компании «F. Laeizs», давали женщины из большой семьи главы фирмы, и эти названия должны были начинаться на букву «Р». Вряд ли кто мог тогда предполагать, что новому паруснику предопределена долгая и славная жизнь.

Парусник под именем «Падуа» вошел в десятку крупнейших парусников мира. Его наибольшая длина — 114,5 м, ширина — 14 м, осадка по конструктивную линию — 7,2 м, полное водоизмещение — 6 400 тонн.

В свои четыре трюма с твиндеками судно могло брать до 4 000 тонн груза. Парусное вооружение «Падуи» было упрощенным: на палубе у мачт находились марсофальные, брамфальные и брасовые лебедки, вдоль бортов располагались ручные механические шпили для работы со шкотами нижних парусов. Все это позволяло меньшему экипажу справляться с огромной парусностью и тяжелым рангоутом. На 4-х мачтах высотой 56 метров судно могло нести паруса общей площадью до 3 800 кв. метров. Вес всего рангоута – 200 тонн. По всем данным «Падуа» была классическим и, как окажется спустя годы, последним винджаммером – выжимателем ветра.

В первый рейс на «Падуа» капитаном был назначен Карл Шуберг.

С 1926 по 1941 год парусник совершил семнадцать рейсов, пятнадцать из них были трансокеанскими – в чилийские порты Южной Америки и Австралию. Двадцать восемь раз винджаммер обогнул мыс Горн, десятки тысяч тонн грузов перевез в своих трюмах.

После окончания Второй мировой войны было принято решение поделить германский флот между странами-победительницами: СССР, США и Англией.

В январе 1946 года на «Падуа» был поднят советский военно-морской флаг, а в феврале судно получило название «Крузенштерн» — в честь адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна, руководителя первой русской кругосветной экспедиции 1803 – 1806 годов, ученого-гидрографа, воспитателя целой плеяды замечательных российских мореплавателей.

В 1959-1961 годах «Крузенштерн» прошел капитальный ремонт и дооборудование на Кронштадтском морском ордена Ленина заводе.

После ремонта пять лет экспедиционно-океанографическое судно «Крузенштерн» в составе большой группы других судов выполняло научно-исследовательские работы в Атлантическом океане по программе Академии наук СССР и одновременно обеспечивало морскую практику курсантов военно-морских учебных заведений. Командовал парусником капитан 1 ранга Павел Васильевич Власов.

В июне 1967 года учебный парусник «Крузенштерн» вышел из порта Рига в свой первый рейс под вымпелом флота рыбной промышленности СССР.

В 1968 в Кронштадте начался очередной ремонт барка «Крузенштерн», который проводился по правилам и под наблюдением Морского Регистра СССР.

В январе 1972 года произошла смена капитанов: П.В. Власов передал свои полномочия старшему помощнику Г.Г. Савченко-Осмоловскому. Затем капитаном судна стал Иван Григорьевич Шнейдер.

В 1977 – 1983 годах капитаны на «Крузенштерне» менялись каждые 2-3 рейса. И.Г. Шнейдер вышел на пенсию, его заменил бывший сослуживец по военной службе Владимир Трофимович Роев. Затем на мостик заступил мурманчанин Владимир Александрович Толмасов. В 1978 году капитаном судна был назначен Ян Ануфриевич Смелтерис, бывший военный моряк, который несколько лет служил на «Крузенштерне» в одно время с И.Г. Шнейдером. Позже его сменил Алексей Борисович Перевозчиков.

В 1983 году УПС «Крузенштерн» было передано из Балтийского отряда учебных судов порта Рига производственному объединению рыбной промышленности «Эстрыбпром» в порт Таллин. Капитаном на «Крузенштерне» в это время был Геннадий Васильевич Коломенский.

В 1991 году судно перешло под юрисдикцию Калининградского высшего инженерного морского училища (КВИМУ).

Насколько современным и правильным было решение о передаче УПС «Крузенштерн», показала дальнейшая история парусника. Именно в последнюю четверть века его жизнь наполнилась самыми значительными и важными мероприятиями. К ним отнесем ремонты, модернизацию и дооборудование судна, громкие победы на крупнейших международных морских регатах, два кругосветных плавания (1995-96 и 2005-06 гг.) и международную трансатлантическую экспедицию 2009-2010 годов. Судовладелец – Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота – всегда успешно решает сложнейшие задачи, связанные с эксплуатацией известного парусника, проработкой маршрутов, заходами в иностранные порты, представительскими функциями, качественной подготовкой будущих моряков.

Совершая морские походы и участвуя в парусных гонках, барк «Крузенштерн» выполняет высокую миссию, представляя Россию и Калининград перед лицом всего мира. В иностранных портах парусник «Крузенштерн» — это не просто территория Российской Федерации. Это место международных встреч руководителей государств, политиков, бизнесменов и представителей мирового морского сообщества. Курсанты, находящиеся на борту судна, обретают бесценный жизненный опыт, расширяют кругозор и повышают общую культуру. Приобретенные за время плавания морская выправка, дисциплина, радушность позволяют будущим морякам достойно представлять Отечество за морями и океанами.