Радио-навигационное оборудование

  • — Магнитный компас
  • — Гирокомпас
  • — Радиолокационная станция (РЛС)
  • — Эхолот
  • — Лаг
  • — Средство автоматической радиолокационной прокладки (САРП)
  • — Приёмоиндикаторы радионавигационных систем (GPS и ГЛОНАС)
  • — Электронная картография
  • — УКВ радиоустановка (УКВ радиотелефонная станция с цифровым избирательным вызовом)
  • — ПВ/КВ радиоустановка (ПВ/КВ радиотелефонная станция с цифровым избирательным вызовом и УБПЧ)
  • — Судовая земная станция системы ГМССБ (INMARSAT-C)
  • — Спутниковый аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ
  • — Приемник службы НАВТЕКС
  • — Приемник расширенного группового вызова
  • — Радиолокационные ответчики
  • — Аппаратура автоматической идентификационной системы (АИС)
  • — Регистратор данных рейса
  • — Судовая система охранного оповещения
  • — Командно-трансляционное устройство
Барк Росрыболовства «Седов» — самое крупное учебное парусное судно мира

Судно было построено на верфи Круппа в Киле (Германия) в 1921 году. Его длина — 117,5 метра, водоизмещение 7 320 тонн, экипаж — 240 человек, площадь парусов — 4 192 кв.м. Первый владелец, Фридрих Адольф Виннен, назвал судно именем жены Магдалены Виннен.

Судно было спроектировано и построено для перевозки навалочных грузов между портами Европы и Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании. В 1936 году компания Виннена продала этот четырехмачтовый барк судоходной компании «Норддойче Ллойд». Новый судовладелец оборудовал судно кубриками на 70 кадетов и использовал одновременно как грузовое и учебное. Барку присвоили новое имя «Коммодор Йонсен».

Во время второй мировой войны (1939-1945 годы) барк ходил в Балтийском море под германским военно-морским флагом. После войны Советский Союз получил «Коммодор Йонсен» по репарации вместе с двумя другими немецкими парусными судами: 4-х мачтовым барком «Падуя» (ныне «Крузенштерн») и 3-х мачтовым барком «Горх Фок» (который был переименован в «Товарищ», но в 2003 году вернулся в родной порт Штральзунд в Германии и стал плавучим музеем). «Коммодор Йонсен» получил имя «Седов» в честь полярного исследователя Г.Я. Седова. В январе 1946 года на «Седове» был поднят военно-морской флаг СССР, парусник переведен в класс учебных судов.

В 1951 году командование принял капитан дальнего плавания Петр Сергеевич Митрофанов, под его руководством судно было приведено в мореходное состояние. В 1952 году барк вышел в первое послевоенное плавание. В 1957 году с курсантами на борту «Седов» принял участие в гидрографических исследованиях Атлантического океана.

В период с 1975 по 1981 год судно находилось в ремонте на Кронштадтском ордена Ленина морском заводе. В ходе ремонта были оборудованы кубрики для 146 курсантов, актовый зал, кают-компания, столовые, спортивный зал, музей. В бывшем носовом трюме разместили 2 учебных класса, установили новейшие технические средства судовождения, наблюдения и связи.

В 1991 году судно было передано Мурманскому государственному техническому университету. С этого момента на нем проходят обучение будущие поколения капитанов, штурманов, механиков, радистов и электромехаников.

Барку «Седов» принадлежит официальный мировой рекорд скорости для парусников этого класса, который составляет 18,32 узла. Этот рекорд был установлен барком в Средиземном море в 1987 году. Бывали дни, когда «Седов» проходил за сутки 300,9 миль! (30 июля 1992 года).

С 1966 по 2015 год судно совершило 93 учебных рейса и неоднократно участвовало в международных регатах, во время которых парусник более 200 раз заходил в порты Европы, Америки, Африки. За это время «Седов» оставил за кормой более 500 тысяч морских миль, что равно путешествию от Земли до Луны и обратно.

С 1992 по 1999 год УПС «Седов» участвовал в регатах, проводимых «Катти Сарк», при этом в 1992 году он занял второе, в 1994 году — третье место. В 1995 году стал победителем регаты.

В 2006 и 2010 годах «Седов» совершил высокоширотные арктические экспедиции, посвященные памяти героев-североморцев, погибших при защите советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны, и освоению российского Арктического континентального шельфа. Седовцы прошли северные широты в свободном плавании под парусами. Четырехмачтовый парусник посетил порты Исландии, Норвегии, архипелага Шпицберген и побывал в районе Земли Франца-Иосифа.

В рамках высокоширотного плавания 2010 года барк поставил своеобразный рекорд. Берега архипелага Шпицберген такого ещё не видели — 23 сентября 2010 года «Седов» пересёк 78-ю параллель северной широты и, войдя в знаменитый Ис-фьорд (Ледяной фьорд), ошвартовался в российском порту Баренцбург. Тем самым был установлен новый рекорд для парусников этого класса — так далеко на север в это, уже практически зимнее, время подобные суда еще не поднимались.

20 июля 2013 года в Санкт-Петербурге завершилось первое кругосветное плавание учебно-парусного судна «Седов» под флагом России, приуроченное к годовщине 1150-летия зарождения российской государственности и памятным датам в истории географических открытий. Продолжительность кругосветного плавания, которое проводилось в 2012-2013 годах под патронажем Росрыболовства и при поддержке МИД России, составила 14 месяцев. Пройдя во время кругосветки свыше 47 тысяч миль, судно четырежды пересекло экватор, прошло водами Атлантического, Тихого, Индийского океанов, обогнуло мыс Горн и мыс Доброй Надежды, совершило заходы в 32 порта 24 иностранных государств Европы, Африки, Латинской Америки, Французской Полинезии, Юго-Восточной Азии. На борту барка «Седов» в ходе кругосветного плавания прошли плавательную практику более 330 курсантов образовательных учреждений Росрыболовства, а также 30 юнг молодежных военно-патриотических клубов. Кругосветное плавание в 2012-2013 годах флагмана российского парусного флота вызвало огромный интерес в мире.

Технические характеристики

Четырёхмачтовый барк «Седов» стал первым парусником в своём классе, оснащённым двигателем. Косые и прямые паруса «Седова» расположены на четырёх мачтах (фок-мачта, первая и вторая грот-мачты, бизань) и бушприте.

Рангоут судна — колонны мачт, реи, стеньги и бушприт — преимущественно стальной клёпаный, удерживается стоячим такелажем (ванты, фордуны и штаги). Гик, гафели и большинство реёв выполнены по технологии бесшовных стальных труб концерна братьев Маннесман. Масса рангоута с такелажем составляет 210 т. Полная высота мачт от киля до клотика — 63,5 м, бизань-мачты — 54 м.

На открытых палубах находится оборудование, характерное для любого парусного судна: кoфель-нагельные планки, нагели, бегучий такелаж (концы для управления парусным вооружением), а также палубные механизмы: ручные шкотовые шпили для управления парусами и ручные брасовые лебёдки для управления реями.

Спасательное оборудование судна включает 36 надувных спасательных плотов, рассчитанных на 20 человек каждый, и две дежурные шлюпки. Всему экипажу (240 человек) выдаются индивидуальные гидротермокостюмы и спасательные жилеты.

Машинное отделение барка оборудовано главным двигателем Wärtsilä, тремя вспомогательными дизель-генераторами, двумя паровыми котлами, сепараторами, насосами, воздушными компрессорами, опреснительной установкой.