9 октября 2014 СМИ

Калининградская правда: "Памяти людей и кораблей"

«Реквием рыболовным судам Калининградского района». Так авторы назвали этот своего рода мартиролог, увидевший свет в издательстве Балтийской государственной академии. И для России эта книга – уникальна, аналогов в других регионах нашей страны пока нет.
Книга необычная. Необычно началась и её презентация. А именно – с минуты молчания. Так собравшиеся почтили память всех погибших наших земляков-моряков…

Кстати, до недавнего времени чуть ли не официально считалось, что в общей сложности погибло шестнадцать калининградских судов и 132 члена экипажей. Скажем, такие цифры приводятся в солидном рыбацком сборнике «На гребне волны», увидевшем свет в 2009 году. При работе над «Реквиемом…» удалось установить: на самом деле в период с 1949-го по 2007 год затонуло 39 наших рыболовных бортов, унеся жизни 206 человек.

Чтобы ныне можно было с уверенностью об этом говорить, понадобилось целых пять лет напряжённой работы. Инициатором её и главным «двигателем», безусловно, стал капитан дальнего плавания, почётный работник рыбного хозяйства РФ Юрий Смирнов.

Юрий Михайлович долго и кропотливо разыскивал чудом уцелевшие архивные документы – ведь когда с развалом СССР рыболовный флот стал сдавать позиции, многие отраслевые архивы были утрачены. Затем он систематизировал и анализировал собранные материалы. В этой непростой работе большую помощь ему оказал коллега и соавтор Вячеслав Морозов – ещё один наш известный капитан дальнего плавания, почётный работник рыбного хозяйства РФ. Вячеслав Фёдорович подготовил для книги раздел «Анализ работы рыбохозяйственных организаций флота Калининградского района по вопросам безопасности мореплавания».

Также в книге есть воспоминания капитана дальнего плавания Льва Васильева. Лев Константинович – один из старейших и самых заслуженных калининградских рыбаков. На своём веку в морях и океанах ему довелось испытать немало. Его живые воспоминания помогают ещё лучше понять, ещё больше проникнуться тем, насколько опасен и тяжёл труд моряка.

…Мореплавание всегда считалось опасным занятием. Первые утлые судёнышки остались в далёком прошлом. Но и до сих пор, несмотря на огромный технический прогресс, в мире ежегодно погибает порядка двухсот судов. Увы, немало трагических страниц есть и в летописи нашего рыбацкого края.

Почему погибают корабли? Причин немало. И всё же чаще всего к кораблекрушению приводит пресловутый человеческий фактор. Причём это совсем не обязательно означает, что моряк недостаточно профессионален. Не готов к тому же шторму, не знает, как действовать. Нет, он может, например, быть «всего лишь» измотан до предела. И в критической ситуации у него просто уже не та реакция, он неадекватно оценивает степень опасности, риски…

Целый ряд факторов, отрицательно влияющих на человеческий организм, приводит к увеличению несчастных случаев в море и аварийности судов, вплоть до кораблекрушений. И новая книга – это в том числе попытка обратить внимание на условия работы в рейсах.

Вообще же авторы постарались рассказать о работе моряков, ничего не придумывая, не усложняя и не преуменьшая. Все описанные события взяты из достоверных источников. А порой – и из сурового личного опыта.

К слову, на презентации «Реквиема…», которая прошла в клубе БГА, любой желающий мог высказать критику. Но таковых не нашлось. Напротив, каждый выступавший говорил авторам искреннее спасибо за их труд, за то, что они взялись за столь тяжёлую тему.

Вот лишь некоторые отзывы, прозвучавшие на презентации.
«Уникальная книга, которая делает честь калининградцам». (Виталий Бондарев – капитан дальнего плавания, декан судоводительского факультета БГА).

«Отрадно, что впервые, наконец, отражена роль инспекции безопасности мореплавания». (Игорь Черкасский – капитан дальнего плавания, зам начальника, начальник инспекции государственного портового контроля АМП «Калининград»).
«Возвращение памяти о погибших – дело святое. Наша компания помогла этому изданию увидеть свет, мы готовы оказывать содействие и при создании других таких книг». (Фёдор Иотченко – капитан дальнего плавания, зам генерального директора по безопасности мореплавания ОАО «ФОР»).
«В книге кроме всего прочего есть сводные таблицы по классификации кораблекрушений. Подобных разработок нет ни в одном управлении рыбной промышленности страны». (Пётр Макаров – капитан дальнего плавания, капитан КМРП, начальник государственной администрации Калининградского морского рыбного порта).

«Благодаря работе, проведённой авторами книги, теперь мы располагаем более полными и точными сведениями о погибших калининградских моряках и судах. Как следствие в нашу музейную экспозицию внесены соответствующие коррективы». (Лариса Зубина – замдиректора Музея Мирового океана по развитию).

Немало добрых слов в адрес авторов «Реквиема…» нашлось также у капитана дальнего плавания, зам. генерального директора ГПО «Калининградрыбпром» Сергея Крымского, у председателя комитета профсоюзов рыбной промышленности Калининградской области Михаила Синельника, у заведующего судоводительским отделением Калининградского морского колледжа Владимира Феоктистова, у председателя Совета союза ветеранов рыбной промышленности Александра Малышева. И они, и другие выступавшие уверены в том, что «эта книга будет интересна не только специалистам».

На презентацию пришло много курсантов БГА – будущих морских волков. И новая книга, конечно, адресована им не в последнюю очередь. Между прочим, не будучи официально учебником, «Реквием…» в академии уже используется и в качестве учебного пособия. А на встрече в клубе БГА убелённые сединами ветераны-моряки не раз говорили, обращаясь к курсантам:

– Мы когда-то оказались на этом пути первыми, учиться мореходному и рыбацкому делу в новой Калининградской области нам было, считай, не у кого. Так что учились на своих ошибках, за которые порой приходилось платить и жизнью… Вы, ребята, должны учиться на наших ошибках. И новая книга вам в этом поможет.

«Всё начинается с уважения к прошлому, – подчеркнул, резюмируя встречу, начальник БГА Сергей Карпович и заверил: – Мы намерены и впредь помогать в реализации подобных проектов». А они, судя по всему, ещё будут. Так, Юрий Смирнов рассказал под занавес, что в ближайшее время намерен начать работу над книгой о калининградских китобоях.

– Это была прославленная флотилия, которая сегодня незаслуженно забыта, – говорит он. – Я приложу все силы, чтобы воздать должное нашим землякам-китобоям.


Текст: Влад Ржевский
"Калининградская правда"
8.10.2014