26 июля 2021 «Крузенштерн»

На «Крузенштерне» демонтировали двигатели

Силовая установка, в свое время произведенная в Магдебурге –(8NBD48A2U), работала на судне с 1993 года, в общей сложности – 28 лет.
Демонтаж двигателей - манипуляция тяжелая, в прямом смысле этого слова. Во-первых, говорят судовые и заводские специалисты, работать приходится в ограниченном пространстве, это требует определенных навыков. Во-вторых, вес машины составляет около 25 тонн. «Второе сердце» на «Крузенштерне» установили в ГДР, в городе Висмар, перед первой кругосветкой, которую парусник прошел в 1995-1996 годах.

На судне двигатель отработал почти 50 тысяч часов – значительно больше заявленного заводом ресурса, который составляет 35 тысяч часов. Для последующей эксплуатации, согласно регламентам, двигатель с таким «пробегом» должен пройти капитальный ремонт, что и было сделано. В девяностые годы двадцатого века, по словам советника ректора Калининградского государственного технического университета по вопросам мореплавания Николая Павловича Палецкого, двигателями подобного типа были оборудованы больше половины промысловых судов России и около 150 речных и морских.

Интересующиеся историей парусника знают, что «Крузенштерн», а ранее – «Падуя», был спроектирован вообще без двигателя. «Падуя», кстати, вошла в историю тем, что оказалась последним крупным парусником, построенным без вспомогательного двигателя. С конструктивной точки зрения это решение судовладельца спорно, ведь за несколько лет до «Падуи» компания Лайешей уже строила суда с паровой машиной.

Отсутствие двигателя сопряжено со множеством неудобств, и главное из них - беспомощность судна в ограниченных пространствах заливов, рек, портов, полная зависимость от буксировщиков. Поэтому при первой же возможности, в ходе восстановительных ремонтов 50-60-х годов 20-го века «Крузенштерн» получил свой первый двигатель. Однако главное на судне – корпус, рангоут, комплектность парусного вооружения и принципы его работы уже 75 лет –– остались неприкасаемыми и аутентичными.

Первое сердце «Крузенштерну» вживили на Кронштадтском ордена Ленина морском заводе, при деятельном участии капитана второго ранга Павла Васильевича Власова. Тогда на судне были установлены два дизельных двигателя мощностью 800 л.с. каждый, что изменило класс парусника. До этого «Крузенштерн» побывал в статусе несамоходной плавучей базы – ПБ-14 и плавучей казармы ПКЗ-113.

В условиях современного мира парусное невозможно представить судно без двигателя, да еще в таких габаритах, как «Крузенштерн». Двигатели используют в самых разных обстоятельствах – при штиле, маневрировании и т.д. За время работы «второго сердца» на «Крузенштерне» первые профессиональные навыки получили 2.5 тыс. практикантов-мотористов, большая часть которых продолжает трудиться механиками на судах всех типов и самых разных мировых компаний.