21 Октября 2021 Академия

Актуализирован профстандарт «Капитан судна рыбопромыслового флота»

6 октября 2021 г. представители профессорско-преподавательского состава БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ» и Академии водного транспорта ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» (РУТ) приняли участие в работе секции «Навигационная безопасность мореплавания» в рамках IX Международного Балтийского Морского форума.
На заседании секции для публичного общественного обсуждения был представлен актуализированный Профессиональный стандарт «Капитан судна рыбопромыслового флота» в области промышленного рыболовства с учетом цифровых технологий в рамках реализации задач федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национального проекта «Цифровая экономика». С докладом и презентацией выступил декан судоводительского факультета Виталий Александрович Бондарев - Ph.d, доктор технических наук, профессор, заслуженный работник рыбного хозяйства. Член правительственной делегации РФ в ИМО.

Доклад вызвал оживленную дискуссию о возможностях использования на судах современных компьютеров морского использования. В рассматриваемом профессиональном стандарте капитана рыбопромыслового судна предлагается ввести 3 позиции, ранжированные в соответствии с требованиями МК ПДНВ, 1978 года с поправками, по водоизмещению:

1. Капитан судна рыбопромыслового флота валовой вместимостью менее 500;
2. Капитан судна рыбопромыслового флота валовой вместимостью от 500 до 3000;
3. Капитан судна рыбопромыслового флота валовой вместимостью 3000 и более.
В соответствии с этим и учитывая уровни квалификации из МК ПДНВ, введены требования к образованию: высшее и среднее профессиональное – специалитет.

Для допуска к работе в дополнение к диплому капитана введено требование о наличии стажа работы в должности капитана за последние 5 лет и обязательное наличие справки о прохождении медицинской комиссии (МК ПДНВ) в одобренном медицинском учреждении.

Процессы внедрения интеллектуальных технологий в морском рыболовстве и транспортном судовождении в начале ХХI века бурным потоком ворвались в инфраструктуру мореплавания и управления безопасностью плавания морских судов.

Международная морская организация приняла ряд документов о переходе на индустрию развития флота «Е – навигация». Дорожная карта такого перехода рассчитана на 15 лет и она затронула все составляющие. Это: конструкция судов, навигация, управление судном, связь, средства спасения жизни на море, управление безопасностью мореплавания, экологию, технические средства судов и портов, подготовка и дипломирование морских специалистов, тренажерная база и многое другое. И вот уже в 2021 году в море вышло первое безэкипажное судно, с элементами искусственного интеллекта на борту.

Сейчас трудно представить себе морское судно без высоких технологий вообще. На мостике они во всех сферах: ГМССБ, РЛС, ЭКНИС, АИС, навигационные интегрированные комплексы навигации и управления, машинное отделение без непрерывного обслуживания и пр.пр.

Достаточно только представить, что электронные средства, контролируют работу штурмана и становится понятным, что к 2030 году безэкипажные суда выйдут в открытый океан, как это предусмотрено дорожной картой ИМО.

Дискуссия во время секции стала основой не только для подведения итогов важнейших научных исследований, но и для определения векторов будущих научных разработок.

Замечания и дополнения, высказанные участниками Форума, учтены в последней версии профессионального стандарта «Капитан судна рыбопромыслового флота» 14.10.2021г.

Ссылка на профстандарт приведена ниже.
https://klgtu.ru/methodicalwork/nms-rh/profstandards/ в разделе: Актуализированные профстандарты «Рыбоводство и рыболовство»