10 июля 2017 «Седов»

Паруса БГАРФ в Балтийском море

Практикант «Седова» Людмила Пронина делится своими впечатлениями от практики на знаменитом паруснике.
«Седов» следует к берегам Финляндии. На борту идёт обратный отсчёт времени перед заходом в порт: курсантам не терпится побывать в незнакомом иностранном государстве и увидеть парусные корабли из дальних стран. В Балтийском море проходит первый этап гонки международной регаты больших парусных судов «The Tall Ships Races 2017», но призрачные силуэты парусников едва видны на бескрайнем горизонте. И пока практиканты знакомятся с участниками регаты с помощью АИС: навигационный прибор безошибочно определяет, что по левому борту вдалеке – шхуна Santa Maria Manuela, порт назначения – Котка.

В четверг «Седов» и «Крузенштерн», следуя в одном направлении, наконец поравнялись: рандеву, назначенное капитанами, состоялось. Встреча была деловой – необходимо было доставить провизию на борт «Седова». После погрузки продовольствия учебные парусники БГАРФ устроили свой собственный парад парусов. Несколько часов два солидных парусных «джентльмена», вооружившись кливерами, стень-стакселями, фоками, гротами, марселями и бизанями, шли параллельными курсами на радость всем курсантам.

Практикант УПС «Седов» Людмила Пронина родом из Карелии. Два года назад в поисках своей стези выпускница школы Людмила неожиданно для всех решила стать судоводителем. При том, что в её семье никто и никогда не был связан с работой в море. Зачисление в Беломорско-Онежский филиал Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова не нашло одобрения и поддержки в лице родных и друзей: курсанту Прониной прочили неуспеваемость и сложности во взаимоотношениях с мужским коллективом. Однако юная карелка закончила первый курс на «хорошо» и «отлично».

Петрозаводск расположен на Онежском озере. Несмотря на внушительные размеры его водной поверхности и оживлённое судоходство, в основном представленное курсирующими туристическими теплоходами и маломерными, по сравнению с морскими, судами рыболовецких артелей, это не тот масштаб «дальнего плавания», о котором мечтала Людмила. Так возникла идея перевода в другое морское учебное заведение с возможностью пройти морскую практику в открытом море.

В апреле курсант 2-го курса ММРК Людмила Пронина прибыла на борт УПС «Седов»: «Где-то в глубине души всё же были сомнения, но проведя почти 3 месяца на барке «Седов» я поняла, что сделала правильный выбор. Не могу сказать, что мне легко. Самый большой минус – расставание на долгие месяцы с близкими. Но я знаю и верю – на берегу меня любят и ждут.

Когда на борту УПС «Седов» появилась Мария Александровна Нищева – 3-й помощник капитана – я поняла, что стараюсь не зря. Мария Александровна проходила свою первую морскую практику на барке «Седов», была, как и я, приписана к 1-й грот-мачте под руководством боцмана Игоря Анатольевича Чинкова и старших матросов Александра Евгеньевича Вербицкого и Павла Андреевича Новака. 3-й помощник стала для меня реальным примером того, что всё в моих руках. Она дала полезный совет, основанный на собственном опыте: «Главное – не бояться работы в море, какой бы тяжёлой она ни была: море любит сильных, решительных и выносливых». Я сделала вывод, что надо идти только вперёд, преодолевая трудности. В любую погоду наравне с ребятами я укатываю паруса на реях, тяну шкоты и травлю ниралы грот-стень-стакселя, укладываю горденя и гитовы на нагеля кофель-планок.

За день работы в составе камбузного наряда мы чистим 4 мешка картошки, ведро свеклы, ведро лука и полведра моркови! Очень устаём, но как приятно потом видеть аппетитное блюдо на столах курсантской столовой! Кстати, на борту 112 практикантов, столы накрываются в две смены, и делать это нужно быстро и вовремя. 

Вязание морских узлов – это целое искусство, его можно применять и в повседневной жизни – затейливо украсить интерьер, например, или надёжно привязать рыболовный крючок к леске. Вахта на штурвале – еще одно испытание на внимательность и выносливость: стрелка репитера гирокомпаса никогда не стоит на месте, руль приходится перекладывать почти непрерывно. Во время шторма управлять судном ещё сложнее: судно раскачивается из стороны в сторону, вперёд и назад, мы едва успеваем выравнивать курс. Но когда красавец «Седов» идёт под парусами, забываешь об усталости и заботах: как будто оказавшись в прошлом веке, погружаешься вместе с «окрылённым» барком в неповторимую атмосферу романтики и умиротворения. Но вдруг ветер начинает капризничать, приходится менять галс, капитан объявляет парусный аврал, всё на судне в тот же миг приходит в движение, курсанты спешат к брасовым лебёдкам...

Моя практика подходит к завершению, через 10 дней курсанты ММРК отправятся домой. Грустно будет прощаться с барком и его командой. Хочу пожелать курсантам «Крузенштерна» и «Седова» уверенности в себе, в своих силах и стремлениях – у нас всё получится! До встречи на морских просторах!».


Марина Кожухова, 
помощник капитана по связям с общественностью УПС «Седов»