25 сентября 2017 «Седов»

Барк «Седов»: послесловие к рейсу № 2-96

Свои прощальные эссе, рисунки и стихи практиканты барка «Седов» посвятили учебному барку и его команде.
Курсантские кубрики парусника «Седов» опустели – практиканты разъехались по домам, забрав с собой не только «багаж» профессиональных знаний и умений, но и прекрасные воспоминания о том, как становились моряками. Отзывы курсантов о практике на УПС «Седов» по-прежнему роднят уважение и признательность экипажу барка за полную самоотдачу в работе, немалое участие в жизни каждого практиканта, формирование интереса к выбранной специальности и дружескую поддержку. Свои прощальные эссе, рисунки и стихи практиканты УПС «Седов» посвятили учебному барку и его команде.

Никита Иванов, курсант Санкт-Петербургского морского рыбопромышленного колледжа:

Нашу практику на УПС «Седов» можно разделить на два этапа: регата и экзамен. Подготовка же к рейсу была стихийной: возможность пройти практику на «Седове» возникла как гром среди ясного неба. Кто-то узнал о рейсе за неделю, кто-то за две – у всех петербуржцев по-разному. Одно нас объединяло: осознание того, что шанс пройти плавательную практику на всемирно известном учебном парусном судне бывает один на миллион, и такой случай упускать нельзя.

«Боевое» крещение. Морская жизнь началась мгновенно, с момента прибытия на борт в Санкт-Петербурге. Несколько часов спустя мы уже выходили из порта под дождём и при сильном ветре, но выдержали борьбу со стихией! С тех пор работа не прекращалась. Камбуз, столовая, инсинераторная, вахта дневальным, рассыльным, на руле и впередсмотрящим, у трапа, в ОСПС и ПДКС, постоянные приборки – мы прошли эту школу жизни: каждая вахта давала бесценный опыт и оттачивала умения.

Парусные авралы – это адреналин, напряжение, ответственность, недосып, кураж, и всё по новой 48 раз! Когда нервы уже на пределе, стоит лишь выйти на палубу, почувствовать солёное дыхание морского бриза, взглянуть на медленно заходящее за горизонт солнце, вдохнуть полной грудью… и ты готов на новые подвиги! И не страшат ни вёдра неочищенной картошки, ни марса-фал!

Парусная регата – праздник длиною в месяц. Сколько удивительного произошло в портах: парады, соревнования, экскурсии, общение с иностранцами. 4 страны за один месяц – словами не передать восторг от впечатлений, полученных в этом рейсе.

Гранит науки. По приходу в порт «Светлый» завершилась плавательная часть рейса, но начался не менее важный период нашей учебной практики. Мы – команда из 5-ти будущих судоводителей, 3-х механиков и 2-х рефмехаников – должны были осилить 106 мини-зачетов, подготовиться к квалификационному экзамену, сдать его и привезти домой отличную характеристику. Судоводители усиленно штудировали МППСС-72, вязали узлы под присмотром боцмана, учили судовые устройства и системы. Механики не вылезали из машинного отделения: главный двигатель, вспомогательный, цилиндры, шестерни, насосы. Ни один механизм не укрылся от глаз питерских механиков, они «прощупали» их все вдоль и поперёк под неумолкаемый рокот «сердца» судна. У наших рефмехаников была особая миссия: они поддерживали жизнедеятельность судна по части вентиляции и кондиционирования. Благодаря их работе нам было легче переносить духоту кубриков в жару.

Экзамены сданы, закончена практика, и мы – моряки – отправились домой! Наша команда стала умнее, сильнее, опытнее и увереннее.
Курсанты Санкт-Петербургского морского рыбопромышленного колледжа выражают благодарность экипажу УПС «Седов» за уникальный опыт, полученный во время практики, и за теплые воспоминания, которыми мы будем дорожить всю жизнь!

Алёна Журкина, курсант Архангельского морского рыбопромышленного техникума:

Балтийское море,
Прибрежные скалы,
Рассветы, закаты
Неведанной дали,
Звёздное небо…
И барк наш «Седов»
В море прекрасен – 
«Крылья» расправив,
В порт назначения спешит.
И практиканты, осознавая,
Что приключенья их ждут,
Свой страх побеждая
Над высотой, все выше
И выше вверх поднимаясь,
По вантам на мачты идут.
Команда вся в сборе –
Готова убрать паруса.
Тут есть и мальчишки
И даже девчонки:
Один здесь за всех,
И все за него!
Нам было непросто,
Нас море качало,
Но нас не сломали
Ни волны, ни штиль!
Аврал проходит споро:
Легко докажем делом,
Как быстро и умело
Умеем выполнять приказ!
И в море, и в порту
Работаем едино,
И по команде в строй
Выходим мы мгновенно!
Нас отправляют снова
То в класс, то на приборку,
И времени свободного здесь нет -
Нам некогда зевать!
И строгий боцман
Знает, что нужно рассказать
И показать, и многое теперь мы сможем
В дальнейшей жизни применять.
Спасибо парусам «Седова»,
Романтике морских широт –
Мы будем помнить каждую минуту
Тернистого пути в мир «братства моряков»!

Илья Тимонен, курсант Морского института Мурманского государственного технического университета:

Узнав, что барк «Седов» будет участвовать в регате «The Tall Ships Races 2017», я заинтересовался, так как с точки зрения борьбы и командной работы экипажа гонки парусных судов очень увлекательные и захватывающие. Так я решил ещё раз пройти практику на УПС «Седов».

Наш учебный рейс начался в культурной столице России - Санкт-Петербурге. Мы прибыли на морской вокзал. Я всматривался в глаза ребят, которым предстояло первое знакомство с морем: в них был одновременно и страх, и готовность к работе. Вот мы проходим паспортный контроль и направляемся на причал, где стоит наш великий парусник. Торжественное построение и смена курсантского состава. Было очень заметно отличие между курсантами, которые только поднимаются на борт, и которые уже пробыли в рейсе достаточно долгое время. Это как переходный возраст, когда подросток становится мужчиной. По сравнению с прошлым годом я заметил изменения в командном составе, но в остальном могу сказать, что ничего не поменялось – я как будто не уезжал с этого судна на год, приём был очень тёплым.

Убывающие курсанты с улыбкой на лице и с гордостью покидали судно. Начало для нас было положено – отход судна состоялся в тот же день вечером. Впереди были незабываемые события – гонки, посещение иностранных портов, продолжительные авралы, учёба и новые впечатления по маршруту Санкт-Петербург – Турку – Клайпеда – Щецин – Росток – Светлый.

Прибывших на борт курсантов оперативно распределяли по кубрикам и вахтам. Меня назначили старшиной фок-мачты, поскольку я второй раз на судне, и весь быт мне знаком. Я был этому рад, поскольку хорошо знаю снасти и такелаж полубака, мне нравится команда фок-мачты – матрос Анатолий Анатольевич Корзоватых, в частности, и конечно же боцман Николай Митрофанович Лущеко, который в прошлом году научил меня (да и не только меня) многому.

«Седов» отошёл от причала города Санкт-Петербург, и курсанты впервые почувствовали качку – для многих это стало первым испытанием. Состоялось знакомство с ребятами из Архангельска, которых приписали к фок-мачте, они показали себя с хорошей стороны – дисциплинированные, веселые парни! И самое главное – наш рейс начался!

На переходе до первого порта захода все более-менее освоились, поучаствовали в первых авралах по перебрасопке реёв. Проводились организационные собрания – ребят консультировали по вопросам устройства быта, инструктировали по технике безопасности и т.д.
Первое, что все заметили в Турку – это большое количество парусников у причалов реки Аура. По выходу из этого порта должен был начаться второй этап гонки, в котором нам предстояло принять участие. Поэтому каждый день во время стоянки курсанты упражнялись в подъёме на мачты, расхождении по реям, отдаче и укатке парусов.

Всё в Турку было красиво: на улицах царил праздник, нас встретили толпы людей – было очень приятно! Город мне понравился, и страна знакома мне хорошо: в Финляндии живут мои родственники, которые, кстати, приехали меня навестить. Последний вечер в Турку запомнился красивым салютом в честь парусников, участвующих в регате. Для некоторых курсантов это стало первым пребыванием за границей, интерес к новой для них стране был велик – многие не хотели прощаться с прекрасным городом, но впереди нас ждали другие порты и впечатления, чтобы сделать жизнь ещё ярче!

Началась отшвартовка. Наибольшие по размерам парусные суда класса «A», в том числе «Седов», выходили из порта последними. Затем состоялся парад парусов, а когда мы вышли в море, началась гонка, а вместе с ней и настоящая морская практика. Переход до литовского порта Клайпеда был непростым: весь экипаж столкнулся с трудностями в виде ночных парусных авралов, бессонных ночей, качки. Курсанты, которые всего лишь несколько дней осваивали высоту и работу с парусами, справлялись с задачей достаточно хорошо, несмотря на дождь и ветер. Особенно всем запомнился парусный аврал, во время которого нас поднимали 3 раза за ночь! Но никто не ныл, все понимали, что профессия моряка полна сложностей и резких перемен.

Программа мероприятий в порту Клайпеда была обширной. Она включала в себя парад, встречу с Президентом Литвы, приём высокопоставленных гостей на борту нашего судна, «открытый трап» (когда любой желающий посетить наше судно имеет возможность это сделать). И вроде бы совсем не остается свободного времени…, но нет: любой уважающий себя курсант найдёт время, чтобы прогуляться по городу, посмотреть его достопримечательности, и этот порт не стал исключением – помимо всего прочего, мы организованно сходили в аквапарк.

Что касается итогов гонки, то наши достижения по сравнению с другими парусниками скромные, но в целом результат неплохой, если учесть, что практика курсантов едва началась. Атмосфера в порту Клайпеда была великолепной, мы познакомились с ребятами с других судов. Общение было дружеским: командная борьба присутствует только в море, а в порту мы единое целое, потому что одинаково посвящаем свою жизнь морю. 

Когда пришло время прощаться со вторым портом захода нашего путешествия, всё было так же празднично: салют в последний день, гуляния, утренний отход и продолжение гонки.

Переход до польского порта Щецин был непродолжительным, но это не значит, что он был неинтересным. Очередные авралы, судовые работы, учёба, вахты – всё это не давало нам скучать. Один из самых запоминающихся моментов этого перехода – постановка всех прямых парусов, чего не было в моём прошлогоднем рейсе. В 2016-м году мы могли только мечтать о том, чтобы подняться на самую вершину мачты! Многие ребята стали счастливчиками, потому что побывали на бом-брам-рее: находиться на такой высоте – незабываемые ощущения, и вид сверху приятно завораживает.

Прибытие в Щецин я не забуду никогда, поскольку именно я стоял на руле в этот день: заход в порт на реке Одер был самым трудным, изнуряющим, постоянные смены курса, перекладки руля – всё это на протяжении шестичасовой лоцманской проводки по узкости! Однако, именно Щецин мне понравился больше всего: встреча барка «Седов» была просто потрясающая, большие экраны, на которых велась прямая трансляция событий в порту, мы могли посмотреть на швартовку нашего парусника с высоты, было очень интересно. И много, просто невероятное количество людей пришли посмотреть на заход парусников в порт – сразу было видно, что этот город живёт морем! Программа для участников регаты практически не отличалась от других портов: каждый день проводились соревнования между экипажами судов, парады, праздничные вечера, ну и конечно же, красочный салют. В этом порту завершилась парусная регата, и были подведены итоги всей гонки. В целом, экипаж и курсанты УПС «Седов» показали характер, командный дух и желание бороться, все были молодцы, начиная с капитана и заканчивая курсантами!

Польша нас проводила очень тепло, и следующим портом назначения был немецкий Росток. Курсанты из Керчи готовились к сдаче экзаменов и получению характеристик – для них рейс потихоньку подходил к концу. Переход до Германии был спокойным, спешить уже было некуда, так как регата закончилась.

Порт Росток мне очень хорошо знаком, поскольку я был в нём в прошлом году два раза. Многие курсанты отважились искупаться в Балтийском море – несмотря на то, что вода была прохладная.

Хочу сказать, что в Германии очень любят парусные суда, поскольку люди, которые посещали наше судно, задавали много вопросов и с большим интересом слушали ответы курсантов. Даже просто пообщаться с практикантами им было интересно! Но и не будем забывать, где всё-таки был построен наш знаменитый парусник.

После захода в порт Росток в нашем путешествии оставался заключительный этап - возвращение на родину. Все соскучились по дому. Во время перехода в порт Светлый состоялась неожиданная и интересная фотосессия, в которой приняли участие оба учебных парусных судна БГАРФ – «Седов» и «Крузенштерн». Главная «фишка» съёмок заключалась в том, что оба парусника должны были поставить все паруса и как можно ближе подойти друг к другу – так были сделаны прекрасные фотографии двух великих барков.

18 августа мы зашли в гавань судоремонтного завода в городе Светлый. Курсантам пришлось очень рано встать и принять участие в швартовке. Таможенные власти провели полную проверку судна и всего экипажа. Всё, мы официально прибыли на родину!!! Курсанты, чей рейс на борту УПС «Седов» начался в июне, готовились к списанию, поскольку всю программу обучения они прошли, экзамены сдали и характеристики получили. Наступил день прощания. За время рейса мы стали не просто знакомыми, а близкими друзьями. Торжественно, под марш «Прощание Славянки», курсанты покидали судно, а мы же (не без зависти!) провожали их, поскольку нам предстояло провести на борту ещё один долгий месяц в работах, учёбе, на вахтах.

Нас осталось всего 75 человек. Но как говорится, нас мало, но мы в тельняшках! За время пребывания в порту поменялось очень многое именно у меня, поскольку я был назначен руководителем практики. Я был безумно этому рад, но в то же время понимал, что на мои плечи свалилось много новых обязанностей. Думаю, что справился с работой в новой «должности» для первого раза неплохо.
Что касается курсантов, то для них этот месяц был периодом интенсивной учёбы, работ по подготовке судна к ремонту, подготовки к квалификационному экзамену и заполнения журналов по практике, что для многих стало большой трудностью.

Время летело очень быстро, мы не заметили, как уже были куплены билеты домой. Подошло время экзаменационной сессии, курсантский состав разделили на группы. Подготовка к экзаменам была тщательной, лекции были вычитаны, проведены практические занятия. Все были очень взволнованы. Когда трёхдневные «мучения» закончились, и почти все курсанты сдали экзамены, можно было немного расслабиться. Впереди была целая неделя увлекательных мероприятий – спартакиада, встреча ветеранов боевых действий, экскурсии в Калининград, награждение курсантского состава, фотосессии на память. И только после всего этого мы с гордостью могли сказать: «Рейс № 2-96 подошёл к концу!»

Это было увлекательное путешествие, полное незабываемых событий и трудностей, которые мы прошли вместе.

Марина Кожухова, помощник капитана по связям с общественностью УПС «Седов»
Рисунок Андрей Шестаковский, курсант МИ МГТУ