10 марта 2018 «Крузенштерн»

Крещение морем

За два первых дня «Крузенштерн» прошел через территориальные воды Польши и Германии, преодолев более 400 миль. А курсанты впервые поднялись на знаменитые мачты.
Об отходе из Светлого объявили сразу после ужина. Старпом Павел Старостин лихо отчеканил: «Палубной команде и курсантскому составу - по местам швартовки! Баковым – на бак, ютовым – на ют, по местам стоять, со швартовых сниматься!». Любопытствующие, несмотря на темноту, холодный ветер и мокрую крупку, высыпали на палубу. Их внимание было приковано к буксирам «Гектор» и «Внимательный», которые осторожно подошли к «Крузенштерну» и, взяв концы, отшвартовали судно от причала.

Несколько девушек - членов экипажа, впервые вышедшие на паруснике, решили бросить в воду по монетке. Все понимали: завтрашнее утро станет началом нового периода в жизни, наполненного непривычными морскими впечатлениями. Они не заставили себя ждать. Сразу после завтрака по связи объявили аврал по перебрасопке реев. Судно в это время находилось в польских территориальных водах. Можно сказать, что первый для курсантов аврал запланировали не их наставники, а сама природа. 

Сила ветра была небольшой, около 10 метров в секунду, но его направление сдерживало движение, поскольку ветер дул прямо в реи. Курсантский состав должен был развернуть реи в левентик, чтобы ветер дул вдоль реев.

Еще на стоянке в Светлом был проведен предварительный инструктаж, в котором курсантам объяснили, на каком месте каждый из них будет работать впоследствии. Их расписали по боцманам и мачтам. В аврале были задействованы все курсанты. Суть их первого большого общего дела наставники предварили объяснениями сразу перед авралом.

Аврал длился около 50 минут. «Для первого раза, - сказал старший боцман Михаил Привалов, - это нормально. Научившись, с подобными авралами ребята будут справляться вдвое быстрее».

Про то, что этот день - 8 марта, на «Крузенштерне» не забыли. Как и положено, приготовили женской части экипажа поздравления и приятные неожиданности в виде букетов и сладостей. Капитан судна Михаил Еремченко и комсостав вручили цветы, пожелали оставаться женственными натурами, надежными спутницами, добрыми хозяйками.

На следующее утро старший боцман Михаил Александрович Привалов прочитал курсантам вводную лекцию. Он рассказал об устройстве парусов, назначении рангоута, стоячего и бегучего такелажа. Первые уроки боцман называет «волшебным пинком», после которого все понимают, что адаптация завершена, и лояльность проявлять больше не станут. Ребята старательно конспектировали и пытались запомнить непривычные сухопутному уху термины.

Закреплять и углублять познания о парусном вооружении курсанты будут под руководством своих боцманов мачт. Десятисуточная программа завершится зачетами и допуском к работе на высоте и работе со снастями.

А первый тренировочный подъем практикантов на мачты прошел в территориальных водах Дании при благоприятных погодных условиях. Его объявили  утром 10 марта, после завтрака. Все немного нервничали, но дух был боевой и настрой более, чем решительный. Боцмана мачт проверили экипировку, объяснили еще раз, как следует держаться за ванты, как не сбить дыхание, как вести себя на высоте, и, самое главное, как не потерять самообладание.

Под присмотром и при помощи опытных матросов курсанты начали подъем. Не у всех сразу получилось рассчитать дыхание и силы, некоторые спускались на палубу с дрожащими ногами. Несколько человек поначалу сказали, что высоты боятся. Очень боятся. И, скорее всего, подняться у них не получится. Но затем все-таки решились. Сделали первый шаг, затем второй, третий. "Мы реально с тобой,  - подбадривали ребята одного из товарищей, - все будет хорошо. Ты сможешь, у тебя получится". И ведь получилось! И трудно было сказать, кто был больше рад этой победе над собой – сам курсант или его друзья.