26 марта 2018 «Крузенштерн»

Исполнилось три года партнерству «Морская практика» - «Крузенштерн»

24 марта 2015 года было положено начало тесному образовательному взаимодействию групп «Морской практики» и экипажа учебно-парусного судна «Крузенштерн».
В группы московской «Морской практики», направляемые на парусник, входят люди, в какой-то мере имеющие отношение к судовождению на морских и речных путях, обслуживанию судов с механическими двигателями и парусным вооружением, работают в морских учебных заведениях и на предприятиях морского и речного профиля. Вообще «Морская практика» объединяет людей, желающих профессионально заниматься морским делом, парусным спортом, а иногда - просто романтиков моря.

А еще в числе слушателей «Морской практики» постоянно знакомятся с удивительным миром паруса выпускники и студенты МШУ "Сколково", МГУ, РЭУ им. Плеханова, Высшей школы экономики, Российской экономической школы, РАНХиГС, Университета "Синергия" и других. В работе с выпускниками ведущих российских вузов принимают участие знаменитые бизнес-преподаватели Михаил Антропов, Иторь Манн, Марк Кукушкин, Максим Батырев и многие другие. Что общего у бизнеса и парусника? То, что всегда двигало человечество к прогрессу – знания, опыт, энергия, идеи, смелость.

Парус всегда был у человечества олицетворением романтики. На фоне морского флота ХХI века парусник, наверное, выглядит неким раритетом, на котором постигали азы морской профессии наши предки. Однако дело здесь не только в романтике. Морская стихия - это особенная и непредсказуемая среда, таящая в себе бесконечное множество опасностей и человек, желающий посвятить себя морю, должен сделать правильный выбор и понять - нужны ли они друг другу.

Барк «Крузенштерн» дает более острое ощущение моря. Любой ветер, любая волна воспринимаются здесь иначе, чем на современных судах - балкерах, танкерах, контейнеровозах и др. Вибрацию набитых ветром парусов не сравнить ни с чем! Даже не самый большой ветер дает возможность на себе почувствовать, что такое крен судна, а настоящий шторм наглядно демонстрирует, на сколько морская стихия безразлична к людям и ко всем техническим достижениям человечества.

Сегодняшний барк «Крузенштерн» является не только одним из крупнейших классических парусников в мире, но также и местом, где будущие морские специалисты проходят плавательную практику. А в своем техническом оснащении барк не отстает от самых современных судов. Еще в ХIX веке великий русский ученый П.Л.Чебышев определил постулат: «Теория без практики мертва и бесполезна, практика без теории бесполезна и пагубна». Только море является настоящим полноценным тренажером для отработки умений и получения навыков. Пока моряк не почувствует уходящей из-под ног палубы, пока его лицо не умоет соленая морская волна, он не сможет полностью оценить свои отношения с морской стихией.

Да, по учебникам можно научиться филигранно вести навигационную прокладку, вслепую разбирать и собирать судовые двигатели и механизмы, обслуживать сложнейшую радиотехническую аппаратуру, но в итоге всё это окажется бессмысленным, если море окажется не твоим. Получается, что гений русской науки и не предполагал, что его математический постулат станет определяющим и руководящим для морского образования.

Самой яркой морской профессией на протяжении всей истории является «Судовождение». Судоводитель - это человек, отвечающий за безопасность людей и судна. Он определяет микроклимат в экипаже и слаженность его работы. Настоящего судоводителя отличает особый склад ума, уравновешенная психика и сильный характер, который дает возможность мгновенно принимать решения в режиме реального времени и при его отсутствии. Опытный штурман должен иметь навыки работы на электронавигационном оборудовании, уметь пользоваться средствами оперативно-диспетчерской связи, хорошо ориентироваться в морском праве, коммерции и многом другом. Все эти практические навыки можно приобрести и применить в море на учебно-парусном судне «Крузенштерн». Экипаж судна имеет высокую профессиональную подготовку и на протяжении многих лет занимается практическим обучением будущих моряков. Судовые специалисты делятся жизненным и профессиональным опытом, и еще очень много полезного и интересного предстоит перенять слушателям, в том числе и «Морской практики».

Итак, немного статистики. За три прошедших года столичная «Морская практика» совершила 20 учебных походов на УПС "Крузенштерн". В образовательных программах на борту уже приняли участие более 400 человек (если точно, - 437). В нынешнем, 2018 году, обучение на судне пройдут еще 250 морских практикантов. С командой и курсантами практиканты посетили более 30 различных портов и оставили за кормой около 15000 миль. Яхтенные квалификации получили 37 человек, и теперь они могут самостоятельно ходить в море.

Ежегодно «Морская практика» проводит в Хорватии учебную регату на призы барка "Крузенштерн". В регате принимают участие 15 экипажей и около 100 человек. В основном это люди, которые уже осуществили переходы на барке, и их друзья. Еще одно благородное начинание - ежегодная благотворительная регата "Оптимисты Крузенштерна". На вырученные на регате деньги организаторы заказывают паруса для маленьких яхт класса "Оптимист". Именно с таких парусничков дети обычно начинают свой путь в море. В 2017 году паруса от «Крузенштерна» получили 10 лучших юных спортсменов России.

Очень важный и красивый проект - "Свет Крузенштерна". Для обоих партнеров было важно даже не само приобретение технической системы освещения мачт, а то, что был реализован действительно народный проект, украсивший всемирно известный барк. Инициатива сплотила настоящих друзей парусника, и к своему 90-летию он получил шикарный подарок!

У «Морской практики» - обширная образовательная работа на берегу: вебинары по обучению морскому делу, открытые лекции. А в этом году "Морская практика" начинает свои походы на «Крузенштерне», как и три года назад, в замечательном французском порту Сэт.

Школа «Морская практика» - «Крузенштерн» - совсем молодая. Мы желаем ее создателю и руководителю – Константину Попову и всей его команде – здоровья, удачи, новых идей и свежих ветров!

Семь футов под килем!