11 Марта 2021 Академия

Виталий Лоянич: мгновение не повторить

В юбилейный год барка «Седов» астраханский моряк и фотохудожник Виталий Дмитриевич Лоянич прислал в академию снимки и 10-минутный кинофильм, которые сделал в рейсе 1981 -1982 гг.
Виталий Дмитриевич Лоянич – известная личность в Астраханском крае. Отучившись в Каспийском мореходном училище, а затем в АТИРПиХ, работал на судоремонтном заводе им.30-й годовщины Октябрьской революции Минречфлота СССР техником, мастером цеха, инженером-конструктором. Позже занимал должность заместителя начальника Каспийского мореходного училища и первого помощника капитана судна «Михаил Корсунов» Астраханского морского рыбного порта Минрыбхоза СССР.

Со времен мореходки, а это более шести десятков лет, он занимался фотографией и киносъемкой. На счету Лоянича – бесчисленное количество фильмов, выставок, иллюстрированных книг и фотоальбомов.

Рейс, на котором Виталий Дмитриевич работал руководителем практики курсантов из Каспийского мореходного училища (сейчас Волго-Каспийский морской рыбопромышленный колледж), был вторым после капитального ремонта «Седова».
«Сначала судно отправилось в Данию, где в то время отмечали 300-летие со дня рождения Витуса Беринга, – рассказал Лоянич в телефонном разговоре, - а потом мы пошли в учебный рейс по маршруту Рига-Центрально-Восточная Атлантика-Танжер-Севастополь. На борту были 112 ребят из Астрахани и 60 – из Калининграда.

Я был увешан аппаратурой – две камеры и три фотоаппарата всегда были со мной. Фотограф должен быть готов каждую минуту, точнее – каждое мгновение, ведь оно неповторимо! Нас распределили по мачтам, моей группе достался второй грот. Большим испытанием были ночные парусные авралы. До сих пор помню шторм в Северном море, в проливе Скагеррак. Меня отправили проверить иллюминаторы – крен был такой, что они уходили в воду. Ребята уже спали, и мне пришлось пройти по всем кубрикам, затянуть барашки. Я очень ответственно ко всему отнесся, даже руки ободрал».

На судне в то время «капитанил» А.Б. Перевозчиков. Виталий Дмитриевич вспоминает его как авторитетного, спокойного человека. Старпомом у Перевозчикова был Геннадий Коломенский. «Все это время, 3,5 месяца, у нас было хорошее общение, деловое, в самом доброжелательном ключе. Однажды, контролируя подъемы на мачты, я увидел, что один из курсантов идет без страховки карабином. Сердце тут же остановилось. Быстро подхожу к Коломенскому, докладываю. А он очень спокойно отдает команду: «Товарищи курсанты, прошу обратить внимание, все ли застраховались». И мой курсант тут же карабином зафиксировался на страховом тросе. Отлегло».

В.Д. Лоянич уверен: руководители в любой отрасли, а в деле обучения молодежи особенно, должны быть большими профессионалами, отдаваться делу сполна, иметь высокую требовательность к курсантам. Особенность морской профессии – всегда считать себя ближе к опасности, тогда будет меньше приключений. Он пожелал «Седову» прожить в море еще 100 лет, а потом, возможно, поменять специализацию, к примеру, стать музеем. Ну, а мы потом проверим, пошутил на прощание Виталий Дмитриевич.

Мы благодарим всех, кто вносит свою лепту в сохранение истории барка, делится воспоминаниями и проявляет активную позицию. А Заслуженному работнику культуры России, члену Союза журналистов России, почетному ветерану г. Астрахани мы желаем не терять профессиональную хватку и интерес к жизни, продолжать делать прекрасные снимки и фильмы.
Про В.Д. Лоянич можно прочесть здесь и здесь

Больше фото в альбоме