29 апреля 2016 Академия

Перечитывая архивы… (часть 6)

Наш небольшой исторический экскурс плавно движется к завершению. 

В этой части расскажем о первых спортивных достижениях, комплектовании материально-технической базы училища, научной работе преподавателей и курсантов.

Спортивной подготовке будущих моряков в КВИМУ-БГАРФ всегда уделяли самое пристальное внимание. И это объяснимо: профессия и условия работы в море никогда не были сплошными «приятностями». В 1968 году под руководством тренера В.Д Дюкарева волейбольная команда стала чемпионом областного совета СДСО «Буревестник» (Студенческое добровольное спортивное общество) и обладателем Кубка города. И это было значимым спортивным достижением молодого учебного заведения и его тренерско-преподавательского состава. Сборная по футболу завоевала Кубок Ленинградского района и стала финалистом Кубка города. К этим результатом местных футболистов подвел тренер В. Тимошин. Команда пловцов вошла в тройку призеров Калининградской области и Облсовета СДСО «Буревестник». Ребят, показавших лучшие результаты, включили в состав сборной области.

Курсант Б. Беклемешев стал членом сборной РСФСР в дисциплине «бокс». В призеры области ДОСААФ вошла сборная команда по морскому многоборью. Однако в отчете училища было указано, что «Слабо выступает сборная команда по легкой атлетике». Но в целом вопросы физвоспитания и спорта в училище решаются правильно.

Характеризуя учебно-методическую работу, в отчет всех кафедр вписали ремарку: «кафедры училища пока еще плохо обеспечены наглядными пособиями по курсам, что, безусловно, отрицательно сказывается на успеваемости курсантов».

В план на 1968 год по научно-исследовательской работе были включены несколько, как бы мы сейчас сказали, проектов: 4 хоздоговорные, 19 госбюджетных, 11 диссертационных работ. Их разрабатывали 35 преподавателей. Из заявленных тем от 10 до 30% связаны с нуждами рыбной промышленности.

Вот несколько тем, над которыми преподаватели училища работали в рамках хоздоговорных работ: исследование пути оптимального использования грузоподъемности дока завода, увеличение производительности морозильных аппаратов на судах типа БМРТ, исследования по увеличению возможности пропускной способности плавучего дока Управления тралового флота, исследование мероприятий по модернизации рыбоморозильного комплекса БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер) и т.д.

В 1967/1968 учебном году преподаватели училища приняли участие в 6-ти всесоюзных конференциях и совещаниях. В следующем, 1969 году, уже в стенах самого учебного заведения состоялась первая научно-техническая конференция преподавателей училища. Вот некоторые темы докладов, которые мы нашли в ее материалах: «Проблема личности в произведениях Ленина» - Г. Колесников. «Увеличение пропускной способности плавдоков» – А. Литвин, «Гидродинамическая теория судового оптимального движителя» В. Коваленко, «Некоторые вопросы общей теории одноосно-напряженных мягких конструкций» - В. Кулагин, «К вопросу эффективности применения бульбовой формы носовой оконечности на рыбопромышленных судах» - С. Краснопольский, Б. Герман, «Ультразвуковой лаг» - В. Дмитриев.

Желанию быть полезными стране, овладевать новыми знаниями и передовыми методиками способствовал рост фонда библиотеки: к концу второго года работы училища он составил около 40 тыс. экземпляров. Если учесть, что в момент организации училища книг в библиотеке вообще не было, то фонд увеличился вчетверо. За это время, судя по документам, были созданы 10 лабораторий. Последняя, десятая, «технологии металлов» – не полностью. Также силами сотрудников и курсантов училища оформлены 6 кабинетов, коллектив приступил к созданию еще 4-х лабораторий и 7-ми кабинетов.

Итоги года руководство признало удовлетворительными. В целом коллектив с поставленными задачами справился. Однако в седьмом пункте есть особая оговорка: «слабая материально-техническая база училища и невозможность ее существенного развития в ближайшие 3-4 года вызывает опасение за качество подготовки кадров для флота рыбной промышленности нашей страны». Подпись – «Ю. П. Клетнов».

Из документов того времени (1967/1968 гг.) узнаем о моральном облике курсантов. Так, в течение года были вынесены 852 поощрения и 903 взыскания. Тем или иным формам наказания подверглись 208 курсантов – это 31%. Поводы не самые серьезные: нарушение формы одежды, невыполнение распорядка дня. Однако количество грубых проступков по сравнению с прошлым годом (первым учебным годом) снизилось почти вдвое. К сожалению, руководителям училища пришлось констатировать, что «в училище все еще не изжиты случаи пьянства курсантов и самовольных отлучек». За систематические нарушения дисциплины и порядка были отчислены 4 человека. В общей сложности с первым учебным годом – 11.

План мероприятий по военно-патриотическому воспитанию курсантов был составлен в духе советских традиций того времени. В числе главных целей воспитания перечислены следующие: «воспитание в духе советского патриотизма на героических традициях советского народа и его Вооруженных сил. Воспитание ненависти к агрессорам и империалистам. Воспитание чувства высокой бдительности, привлечение к оборонно-массовой работе, воспитание чувства уверенности в могуществе наших Вооруженных сил. Привитие любви к флоту на базе изучения основ военно-морского дела и БСФ (база сейнерного флота), воспитание чувства уважения и любви к своей военной специальности».

Мы уже обращали внимание, что в это время собственного общежития училище не имело. Для размещения арендовалось общежитие технического института рыбной промышленности и хозяйства, общей площадью почти 1900 кв. метра, в.т.ч. жилой – немногим более 1600 кв. На этой площади на двухъярусных кроватях размещались 625 человек. Таким образом, на одного курсанта приходилось чуть более двух с половиной кв.м. жилой площади.

Высшее мореходное училище - говорится далее в отчете - учебное заведение закрытого типа. Курсанты живут по особому распорядку дня, все учебное время находятся в учебных классах, поэтому комнаты для занятий в общежитии им не требуется. Мастерские для мелкого ремонта обмундирования и обуви в училище имеются. В них - весь необходимый инструмент и починочный материал, что полностью обеспечивает потребность в ремонте одежды и обуви. Перспективные планы намечают строительство учебно-лабораторного комплекса, в т.ч. двух общежитий на 800 мест каждое, столовой и др. зданий. Начало строительства отнесено на 1970 г.

В 1968/1969 учебном году (это третий учебный год) – успеваемость несколько снизилась с 82 и 81 % до 79 %. В перечне причин названы: слабая учебно-лабораторная база, штат преподавателей удалось укомплектовать только к концу 1 семестра, самоподготовка была организована недостаточно четко, помещения не удовлетворяют требованиям санитарных норм (теснота, малая кубатура).

План приема был полностью выполнен. В 1968 году в училище впервые был конкурс. Интересно, что успеваемость курсантов 1 курса набора 1968 года оказалась примерно такой же, как и поступивших на 1 курс в предыдущем сентябре. Зато стало больше успевающих на отлично и хорошо.

Окончание следует…