9 марта 2016 Академия

Перечитывая архивы… (часть 3)

В преддверии Дня архивов России мы поздравляем заведующую архивом академии, Марину Рафаиловну Айказян, с профессиональных праздником! Так же продолжаем знакомить читателей с нашим исследованием о первых годах становления академии. 
Мы продолжаем изучать документы конца 60-х прошлого века – времени, когда родилось новое учебное заведение, ставшее впоследствии визитной карточкой города, давшее стране тысячи подготовленных специалистов, аккумулирующее лучшие традиции морского образования России.

В первых разделах мы уже упоминали о большой идеологической подоплеке, которой были пронизаны и учебная, и воспитательная, и всякая другая деятельность училища. Обращает на себя внимание преамбула одного из разделов отчета, посвященного внеучебной работе. Записка гласила: «Главное внимание в воспитательной работе было сосредоточено на привитии курсантам высоких нравственных качеств, любви и преданности Родине, необходимости строгого соблюдения требований морального кодекса строителя коммунизма». Большое место в будущей подготовке моряков отводилось трудовому воспитанию, привитию любви к выбрано профессии, соблюдению дисциплины и безукоризненному выполнению положений о закрытом учебном заведении.

Формы работы, в принципе, от современных отличались мало: в отчетах упоминаются собрания, тематические вчера, политинформации, лекции и доклады, кинолектории, классные часы и др. Темы же, как говорят сегодня, «улыбают»: «Гордо реют знамена Октября», «Шагает вперед комсомольское племя», «Цикл тематических вечеров на атеистические темы», «Ленин о коммунистическом воспитании молодежи», «Борьба советского народа за выполнение заданий 5-летнего плана», «Раскольнические движения группировки ЦК» и т.д. Ребят водили на экскурсии на суда, в комнату боевой славы стрелковой дивизии, краеведческий музей и музей ихтиологии. Достаточно активно работал клуб училища. При нем был сформирован коллектив художественной самодеятельности, работали эстрадный и духовой оркестры.

В партийной организации учебного заведения состояли 42 человека – большая часть преподавательского состава. Остальные вместе с курсантами входили в комсомольскую организацию. Однако количество не означало качество. В отчете руководители учебного заведения дают такую оценку деятельности комсомольцев: «Комсомольская организация работала слабо, чему в большой степени способствовал неудачный выбор состава комитета комсомола и недостаточное руководство работой комитета со стороны партийного бюро».

Физическому воспитанию в училище уделяли особенно пристальное внимание. Надо сказать, что стратегия эта универсальна и оправдана на века: с первого дня обучения в сознании ребят культивируют мысль о том, что профессиональные познания существенно возрастают, если они помножены на силу, выносливость, чувство коллектива и бесконечную ответственность за себя и своего товарища.

В КВМУ физическое воспитание и спорт разделили. В группы спортивного совершенствования были зачислены 154 человека. И, надо сказать, они оправдали возложенное на них доверие. В течение года десять курсантов выполнили нормативы второго разряда. «Третьеразрядниками» стали 45 человек. Сборная по плаванию завоевала титул призера области. Троих лучших пловцов зачислили в сборную региона. Хорошо себя показали волейболисты. Курсантская команда стала чемпионом района, а преподавательский состав – чемпионом Обкома профсоюзов. Титул чемпиона района завоевала и команда по футболу. Она была удостоена права участвовать в первенстве области.

Во втором семестре первого учебного года прошла спартакиада, посвященная 50-летию Советской власти, а летом курсанты КВМУ приняли участие в Первой летней спартакиаде ВУЗов Минрыбхоза СССР. Начинающие моряки смело осваивали и научно-исследовательскую всесоюзную площадку. Так, 94 курсанта приняли участие во Всесоюзном конкурсе студенческих работ по проблемам общественных наук. Догадались, какому событию мероприятие было приурочено? Правильно, 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

По окончании курса учебно-плавательную практику организовать не удалось, т.к. училищу не выделили мест на учебных судах, а так же отсутствовали преподаватели-судоводители. Практику парни проходили на судах Калининградской базы рефрижераторного флота, радисты – на предприятиях Калининграда.

Надо сказать, что не хватало не только квалифицированных преподавателей. Училище начинало свою деятельность при полном отсутствии библиотечного фонда. Но уже на 1 января 1967 года на полках библиотеки лежали почти 12 тысяч экземпляров книг. Через полгода количество учебной литературы удвоилось. Ее пополняли в том числе из фондов Государственных Публичных библиотек имени Салтыкова-Щедрина и имени Ленина – В Ленинграде и Москве соответственно. Были открыты несколько библиотечных абонементов, в том числе в Государственной публичной научно-технической библиотеке СССР (Москва), Государственной ордена Ленина библиотеке имени Ленина, в Научно-технической библиотеке Латвийской ССР (Рига).

Поскольку в библиотеках поначалу отсутствовала не только литература, но и специальное оборудование: витрины, стенды, то выставки (достаточно распространенная форма библиотечной работы) не оформлялись. Сотрудники библиотеки делали подборку литературы по темам в… ящичках. Темы подборок тоже были на злобу дня: «Непобедимая и легендарная», «Делать бы жизнь с кого…», «В мире прекрасного», «Спорт – это здоровье». В первом учебном месяце библиотекари проявили инициативу и пригласили на вечер поэта Никиту Сусловича. Тему встречи заявили так: «О море и романтиках». Весной училище своим присутствием почтил еще один литературный деятель. В стенах учебного заведения состоялась читательская конференция по книге Дарьялова «Человек без Родины».

Продолжение следует...