15 Июля 2021 Академия

Когда в основе – любовь и восхищение

Анастасия Радюк, специалист пресс-службы БГАРФ и студент судоводительского факультета академии, победила в фотоконкурсе исследовательского проекта Seaher о Балтийском море.
Настя Радюк – специалист широкого профиля. Даже очень широкого: по образованию – инженер-кораблестроитель, по должности – журналист, по совместительству – преподаватель, по внутренней потребности – студент, поскольку продолжает пополнять свои знания и учится на судоводительском факультете в БГАРФ. Девушка искренне любит свою малую родину, исходила вдоль и поперек побережье Балтики и сухопутные окрестности. С фотоаппаратом не расстаётся, и, скорее, не возьмёт в поход нужную женскую вещицу, чем технику. Поэтому вполне закономерно, что её портфолио буквально «трескается» от фотографий самой разной тематики. Весной этого года, к примеру, она стала участником спелеологического похода по Уралу, привезла более 1,5 тысяч снимков, которые периодически выкладывает в социальных сетях и на разных сайтах.

Для конкурса Seaher в фотозапасниках Анастасии Радюк тоже нашлись несколько снимков, полностью отвечающих заявленным требованиям и тематике.  Организаторы хотели, чтобы фотографы с помощью своих работ рассказали, как меняется Балтийское море, как оно влияет на их деятельность и отношение к миру, какому жизненному опыту может научить. Кроме того, все участники должны были сопроводить фотографии эссе, в которых рассказывали об идее и месте съемки, изменениях флоры и фауны, климатических явлениях, негативных последствиях взаимодействия природы и человека.

Фотография Насти была сделана в Калининградском порту с борта барка «Седов». На фото изображена полоса сине-зелёных водорослей, которая контрастирует с туманным пейзажем. Конкурсную работу Настя сделала с любовью и восхищением к природе, и это было главным, что отметили судьи. Вот как описала это фото комиссия: «Изображение получилось впечатляющим и красивым. Это изображение, в котором можно потеряться. Здесь много слоёв и деталей, несмотря на то что снимок был сделан в тумане. Туман соединяет воду и небо, вода повсюду. Цвета гармонично сочетаются друг с другом. Зелёная полоса водорослей красиво вводит наблюдателя в картину, а деревянная конструкция и её отражение выглядят как звуковая волна: может быть, сообщение?

Фото показывает экологическую историю Балтийского моря, например, загрязнение и осознание того, что под водой много брошенных/забытых вещей. Это проблема, которую человек должен решить, прежде чем достигнет возможного будущего. Остров, скрытый туманом, даёт ощущение тайны и незнания того, что ждёт впереди. В то же время на фото время будто остановилось. <…>

Туманный пейзаж и зелёная полоса водорослей на переднем плане создают впечатляющий контраст. Картина обращается к двойственности наследия окружающей среды Балтийского моря. Наряду с нашим восхищением ландшафтом и искусством, продолжается изменение климата и антропогенное влияние на окружающую среду. Но даже зелёная полоса красивая. Таким образом, изображение поднимает этические вопросы: разрешено ли нам наслаждаться пейзажем, загрязнённым водорослями?»

Судейство конкурса было организовано с большой ответственностью и максимальной объективностью. Всего в жюри поступили двадцать три работы от участников самых разных возрастов – от 27 до 66 лет. Конкурсанты живут и работают в разных странах и локациях Балтийского моря: Латвии, России, Литве, Швеции, Финляндии. Идентифицирующая информация о конкурсантах была закодирована для анонимности одним из организаторов конкурса проектов, Савитри Джету, единственной, кто знал имена и уникальный идентификатор каждой фотографии. Она не была в числе судей. Никто из судей не знал никаких личных данных участников конкурса, а знали лишь кодовый идентификатор. В жюри вошли члены команды проекта SeaHer (Яана Кури, исследователи Нина Тынккнен и Никлас Рантала, руководитель проекта SeaHer, Силья Лайне. Закодированные фотографии и текст находились у этой судейской бригады в течение полутора месяцев, что дало им время изучить заявки, сформировать впечатления и, в конечном итоге, предпочтения.

Для судей было важно, чтобы фото отвечали идеям конкурса и показывали их отношение к экологическому наследию. Немаловажную составляющую играли эссе, которые демонстрировали литературные данные фотографов и их включенность в процесс сохранения природы Балтийского моря. Были учтены качество снимков, композиция и очень много других нюансов.

За каждым из судей была закреплена своя номинация победителя. Но окончательное решение было единодушным. И теперь мы поздравляем нашу коллегу, Анастасию Радюк с очередной победой и технологичным призом – планшетом с «яблоком». Желаем Анастасии развивать интерес к фотографическому искусству и оставаться искренним и неравнодушным жителем нашего прекрасного края.