26 августа 2014 СМИ

Газета "ПРОФИ": паруса "Крузенштерна" помогают двигать науку

Ректор Калининградского государственного технического университета Владимир Алексеевич Волкогон в интервью газете "ПРОФИ" о том, как "Крузенштерну" удается оказываться в центре событий, о том, что нужно забыть ради науки и о том, как вырастить нужные кадры. 
Калининградский государственный технический университет (КГТУ) – один из ведущих учебных и научных центров региона, да, пожалуй, и страны. Чем живет учебное заведение? Каким был прошедший год и какими видятся перспективы? Об этом и многом другом наш корреспондент беседует с ректором Владимиром Волкогоном.

– Владимир Алексеевич, совсем недавно вы с командой барка «Крузенштерн» принимали участие в праздничных мероприятиях в Севастополе и Сочи, представляя свой вуз и калининградский регион. Поделитесь с нашими читателями своими впечатлениями от этих событий?

– Наш барк «Крузенштерн» традиционно оказывается в самых важных, самых значимых точках страны и мира. С точки зрения спортивной, политической... В начале года корабль принимал участие в Олимпийских играх в Сочи, затем – в Черноморской регате, а уже в рамках ее был заход в Севастополь. Примечательно, что этот заход планировался полтора года назад, когда никто еще и подумать не мог о нынешнем развитии событий на Украине и в Крыму. Может, это какое-то предвидение было?

– Как бы то ни было, вы оказались в Севастополе в переломное, знаковое время. Как севастопольцы и в целом крымчане воспринимают происходящие политические перемены?

– Мы видели нескрываемую радость по поводу возвращения полуострова и города русской морской славы России. Что бросилось в глаза? У нас День Победы – все-таки праздник больше пожилых, ветеранов. У молодых большого энтузиазма нет. А там вся молодежь буквально высыпала на улицы: пели старые военные песни, скандировали патриотические лозунги. Это был действительно всенародный праздник! Ненаигранный патриотизм, искренняя радость.

– И «Крузенштерн»...

– ...оказался в гуще событий! Интерес к барку был огромным. За три дня стоянки корабль посетило более 45 тысяч жителей Севастополя и гостей города. Очередь была поистине нескончаемой. Но главное – нам посчастливилось участвовать фактически в первом параде теперь уже российского Черноморского флота, который принимал президент РФ Владимир Владимирович Путин.

– Получается, меньше чем за полгода у символа БГА и КГТУ, знаменитого на весь мир барка «Крузенштерн», два таких масштабных события: Олимпиада в Сочи и парад в Севастополе...

– 10 июня произошло еще одно очень важное событие – мы впервые за несколько десятилетий подписали договор о сотрудничестве, используя УПС «Крузенштерн», с иностранным учебным заведением. Честно сказать, руководство БГА неоднократно пыталось наладить тесные связи, взаимообмен курсантами с каким-нибудь зарубежным морским училищем, но все как-то не получалось. А тут в результате полуторагодовых переговоров, большой проделанной работы наконец-то подписан конкретный договор. Уже весной, а точнее, в соответствии с планом-графиком 24–26 апреля следующего года «Крузенштерн» примет первую партию кадетов из Франции. 

– Это французское учебное заведение?

– Да, Французская морская академия в Гавре. Замечу, что документ о сотрудничестве подписан на долгосрочную перспективу, с хорошими финансовыми условиями для БГА, выгодный для обеих сторон. И, что особо важно, не в ущерб учебному процессу наших курсантов. Мы рассчитываем, что присутствие французских кадетов на борту «Крузенштерна» будет способствовать укреплению международных контактов, совершенствованию знания иностранных языков российской части команды. Так что проект интересен в равной степени и нам, и французам.

– А можно конкретнее, в цифрах?

– В соответствии с договором начиная с 2015 года на борту барка «Крузенштерн» ежегодно будут проходить морскую практику порядка 160–180 кадетов Французской морской академии.

– «Крузенштерн», конечно, значимый символ, пожалуй, всего учебного морского флота России, но не барком единым живет КГТУ? Кроме учебного развиваются и чисто научные процессы?

– В последнее время у нас, как и во всех университетах России, большое внимание уделяется разработке и внедрению научных достижений ученых и студентов. Для координации этой работы в КГТУ создана собственная структура во главе с управлением инновационной деятельности. В состав ее входят несколько отделов, а также технопарк и студенческое конструкторское бюро. 

– И каковы результаты?

– Буду откровенен: мы не достигли, на мой взгляд, того, чего должны были бы достичь. Дай бог, чтобы это было временное явление, некий переходный период, без которого невозможно добиться результата. Хочется, чтобы это были не только идеи, которые есть, а чтобы эти идеи воплощались в жизнь. Пока этим особо похвастать не можем.
 
– Что этому мешает?

– Предприятия реального сектора экономики, потенциальные потребители научно-технических разработок, не проявляют должной активности. Мы, к примеру, провели только в прошлом году девять научно-технических конференций, большая часть из них имела статус международных. Конференции проводились с участием ведущих отраслевых научных организаций, а это свидетельствует о том, что у нас имеются весьма интересные и перспективные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Увы, воплощения в жизни они пока не находят.

– В этой связи есть опасения, что университет или академия в погоне за деньгами могут забыть о главном предназначении – науке?

– Я не устаю повторять: как только во главу угла ставится «зарабатывание денег», о науке можно забыть. Цель настоящего ученого – разработать и внедрить качественный продукт, а деньги потом, что называется, сами придут. В приоритете должна быть наука, а финансовые интересы учебного заведения – вторичны. Для этого, кстати, на научно-исследовательские инновационные работы и выделяются государственные средства, правда, на наш взгляд, недостаточные. А в целом, надо сказать, наука в последнее время начинает занимать подобающее место в вузах страны, в том числе и наших, калининградских. Выделение бюджетных средств на научные разработки, вообще внимание к этой теме вдохновляет преподавателей и студентов, у многих открывается, так сказать, второе дыхание. Ведь университет или академия без науки – это банальное учебное заведение, которое не имеет никаких перспектив.

– В этой связи как развиваются контакты КГТУ с зарубежными вузами?

– Мы тесно сотрудничаем с Вильнюсским государственным техническим университетом им. Гедиминаса, организована совместная магистратура по менеджменту. Первый набор состоялся в прошлом году, в следующем выпускники получат дипломы сразу двух вузов. В этом году наберем второй поток. Планируется совместный проект с Сопотской высшей школой. Началась работа по проекту ТЕМПУС в сфере компьютерных технологий, координатором которого являются ученые из Швеции. Заключены договоры с университетами Перу и Аргентины, идет работа с другими странами Латинской Америки. И это только из новых, развивающихся проектов. А вообще, международные научные контакты наших университета и академии традиционно достаточно широки и разнообразны. Во многом, повторюсь, этой деятельности способствует барк «Крузенштерн».

– Каким образом?

– Он является нашим символом, лицом российского учебного флота. Каждое его участие в регатах, парадах, спортивных, культурных мероприятиях, каждый заход его в иностранный порт – это событие. Незабываемое событие для местных жителей. Это и знакомство с нашей страной, нашими моряками, учебными заведениями. Именно на барке «Крузенштерн» зарождаются многие долговременные проекты, которые затем воплощаются в жизнь.

– Эти контакты, совместная работа что дают для студентов? Для преподавателей?

– Очень много. Можно ведь сидеть в своем болоте и хвалиться, как все здесь у нас хорошо! А можно – и нужно! – выходить на широкие просторы. Сравнивать с другими, перенимать лучшее. Скажем, наши преподаватели читают лекции в европейских университетах. Это для них отличная школа. Даже опытные, сложившиеся ученые всегда могут взять для себя что-нибудь полезное и применить потом в своей деятельности. А что уж говорить о молодежи!

– Как в КГТУ и БГА построена работа по пополнению профессорско-преподавательского состава молодыми кадрами? Каким образом вы решаете эту проблему?

– Мы делаем упор на выращивание собственных научных кадров, ученых со стороны, из других регионов России, мы не привлекаем, хотя и от них не отказываемся. Такую выбрали стратегию исходя из финансовых возможностей. Для этого сейчас буквально с первого-второго курса присматриваемся к студентам, отбираем юношей и девушек, у которых есть потенциал, имеются данные для научно-преподавательской деятельности. И дальше работаем с ними, подбираем соответствующие темы диплома и диссертации, стараемся заинтересовать перспективами. Для этого сейчас есть и государственная поддержка, которая позволяет повысить стипендии наиболее активным, участвующим в научной, культурной, спортивной деятельности в вузе студентам. В общем, сами, как в собственном саду, лелеем и обихаживаем наших будущих сотрудников. Между прочим, этой же цели – формированию молодого пополнения научно-преподавательской среды – способствует и введение института заместителей деканов по научной деятельности.

– А много калининградцев, выпускников КГТУ и БГА, среди нынешней научно-преподавательской «команды» вузов?

– Не менее 80 процентов.

– Чем был знаменателен прошедший учебный год для студентов и преподавателей КГТУ и БГА?

– Начиная с сентября 2013-го мы жили и работали под знаком 100-летия высшего рыбохозяйственного образования. 13 июля 1913 года император Николай II подписал одобренный Государственным советом и Государственной думой «Закон об учреждении Отделения рыбоведения при Московском сельскохозяйственном институте». Проект этого закона был подготовлен крупнейшим знатоком и организатором рыбного дела профессором В. К. Бражниковым на основании объективной оценки состояния кустарного рыбного промысла в России, экономически обоснованной необходимости его индустриализации, а также подготовки высококвалифицированных специалистов по выращиванию, лову и переработке рыбы. Торжества по этому поводу проходили у нас, в Калининграде, потому что исторический Указ императора считается началом образования Калининградского государственного технического университета. Для нас это значимая дата, подтверждающая престиж рыбохозяйственной профессии.


Беседу вел