23 июля 2019 «Седов»

Капитанская история Евгения Ромашкина

Начальник медиацентра КГТУ Михаил Михайловский расспросил капитана «Седова» о его карьере, жизни и море.

Управлять любым судном – огромная ответственность. Она возрастает на порядок, когда ты работаешь на столетнем паруснике, а на его борту - более двухсот человек. Капитан УПС «Седов» Евгений Ромашкин в морском деле не новичок. Он точно понял, что свяжет жизнь с морем после первого похода на «Крузенштерне»: 20 лет назад он впервые совершил на нем настоящий морской рейс в качестве курсанта.

На «Крузенштерне» Ромашкин отработал 18 лет, 37 рейсов, с 1999 года. Ходил матросом, третьим, вторым помощником капитана, затем защитил диплом старшего помощника. В 2017-м переведён на «Седов». В настоящее время капитан Ромашкин в очередном походе, выполняет задание своего шестого рейса.

Почему вы выбрали морскую профессию?

Е.Р.: Вопрос довольно сложный. Началось всё с того, что я когда-то увидел «Крузенштерн» на плакате, а о его существовании даже не знал. Интерес был в том, чтобы узнать, проверить и понять, что этот парусник настоящий, а не фантазия художника. Ко времени окончания школы я уже знал, что «Крузенштерн» существует и приписан к Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. После подготовительных курсов поступил на судоводительский факультет, и на втором курсе попал на барк практикантом. И, как со всеми курсантами это бывает, в своем первом рейсе должен был понять, свяжу жизнь с морем, или нет.

После этого рейса и во время дальнейшего обучения я понял, что другие суда - контейнеровозы, газовозы - мне неинтересны. А «Крузенштерн» - это живое судно, имеющее какую-то внутреннюю субстанцию. Я называю ее душой. А всё, что имеет душу и есть настоящее. И профессия моряка – она настоящая.

Самый запоминающийся момент в вашей карьере?

Е.Р.: Таких моментов в море всегда много, расскажу об одном. В 2009 году мы спустили шлюпку на «Крузенштерне» потому, что впередсмотрящий увидел что-то непонятное, в виде белого шара. Было решено провести учения, проверить судовую шлюпку, а заодно посмотреть, что же там в воде. Мы идем кратчайшим курсом к объекту, и тут появилась стая дельфинов. Нас было трое: я, моторист и матрос. У одного из них был фотоаппарат. Он начал делать снимки, а дельфины шли совсем близко, словно позировали. Для того, чтобы не произошло, как в песне Высоцкого «А у дельфина взрезано брюхо винтом», я решил остановить двигатель, чтобы пропустить их вперед. Дельфины же развернулись и подошли максимально близко к нам. Они сделали несколько кругов возле шлюпки и уплыли по своим делам. У меня есть фото, где дельфины настолько близко, что можно достать рукой.

Я завел двигатель, и мы пошли дальше. Что там, в конце концов, обнаружили, точно даже не помню, возможно, кусок пенопласта. Да это неважно, но случай я почему-то запомнил на всю жизнь. Тогда у меня был очень важный, стыковой момент в жизни, нужно было принять решение, а после встречи с дельфинами ко мне пришла полная ясность того, что я делаю, и как мне поступить.

Каково быть капитаном?

Е.Р.: Это ответственная, сложная и ненормированная работа. Тем более, на борту курсанты, практически еще дети. Сложно сочетать ветер, машину, паруса - у них своя специфика. Я считаю, что парусный капитан – как раз такой случай, когда невозможно просто взять и назначить человека на должность. Эту школу, эту дорогу нужно пройти, не пропуская ни одной профессиональной ступени - от кадета до капитана. Знания и навыки, которые ты набираешь по пути, однажды аккумулируются и переходят в стадию готовности, которая может быть необходима в определенный момент.

У меня как-то раз было много работы с документами. Был просто бумажный аврал, и нужно было переключить сознание. Я вышел на палубу, иду по судну. На камбузе в этот момент сидел один грустный кадет и чистил мешок картошки. Я это увидел и просто попросил у поваров нож, сел рядом и начал чистить картошку вместе с ним. Он мне рассказал, что одного напарника укачало, второй порезал палец, третий потихоньку ушел.

Я вспомнил 1999 год, когда мы курсантами заступили в дежурство на камбуз. На ужин в тот день была порционная рыба, но не такая как сейчас, чищенная и потрошеная, а целыми тушками, которые нужно было подготовить. Я до этого никогда не чистил рыбу. Нас тоже было четверо, и у меня была абсолютно такая же ситуация: один парень порезал палец, второго укачало, третий пошел покурить и не вернулся. Я остался один. А рыбин было около 200 штук. Я помню, как ко мне подошел повар и спросил: «Один остался? Сколько уже начистил?». Я показал три штучки в жбане. Он абсолютно спокойно встал со мной рядом и начал чистить. У него это получалось очень быстро и ловко: на одну рыбу уходило всего несколько движений. Мне давалась чистка рыбы с трудом, но я точно знал, что не уйду. Даже мысли такой не было.

А спустя много лет, в прошлом году, я шел по одной из улиц Калининграда, а с другой стороны шел какой-то мужчина с мальчиком, он меня окликнул. Я узнал в нем того самого повара, поздоровался с ним. Мы о чем-то быстро переговорили, и в один момент он сказал мальчику: «Вот смотри, это капитан, я с ним рыбу чистил, когда он был курсантом». Я подумал, что такая встреча, спустя столько лет, явно неслучайна. Картошку с курсантом мы дочистили, сознание перегрузилось, надо было идти и продолжать свою работу.

Ваша команда выглядит довольно молодо. Вы намеренно делаете ставки на молодежь?

Е.Р.: Это кажется. Средний возраст экипажа даже больше, чем на «Крузенштерне». В прошлом году он был на уровне 39-ти лет. Например, старший боцман и парусный мастер отработали на «Седове» по 42 года. Некоторые боцманы отработали по 30 лет. Боцман второго грота отработал 36 лет. Его история примечательна тем, что на «Седове» начинал работать еще его отец. Есть, конечно же, и молодые ребята в экипаже. Одной из буфетчиц всего 22 года, матросам первого класса столько же. Ставка делается не на возраст, а на тех, кто ответственно относится к своему делу, вкладывает в это душу, частичку себя.Считаю, что в море лучше без таких качеств не ходить, а на учебных парусных судах – тем более.

Остается ли время для хобби? Если да, то для каких?

Е.Р.: Свободного времени не так много. Но если оно появляется, могу сходить в актовый зал, взять электрогитару и что-то поиграть. Иногда мы это делаем с курсантами в рамках концерта или тематического вечера. В этом рейсе судну подарили 9 книг, вот надо их успеть осилить в свободное время. Чтение - это тренировка для мозга, это даже не хобби, это жизненная необходимость.

Какими качествами должен обладать курсант, чтобы стать капитаном?

Е.Р.: Нужно быть настоящим, нужно быть человеком, как в песне у Высоцкого: «Становясь моряком, оставайся в душе человеком, становясь капитаном – оставайся в душе моряком».

Расскажите про нынешний рейс.

Е.Р.: В этом рейсе достаточно длинные переходы. В море находимся долго, а в портах – мало. Поэтому нужно дать всем курсантам и экипажу возможность сходить в увольнение и посетить интересные места. В Раахе нас пригласили в бассейн, в Мурманске планируем экскурсии по памятным местам. На переходах в свободное от вахт и работ время мы обязательно проводим различные спортивные соревнования, концерты и тематические встречи, где будем говорить о предстоящей кругосветной экспедиции и о выдающихся мореплавателях, чьи портреты размещены в нашем актовом зале.

Еще одна особенность – это большое количество курсантов из Мурманска. В этом есть некоторый символизм: ребята проделали большой путь до Калининграда, чтобы пройти его еще  раз, но под парусами обратно до родного города.

Как УПС «Седов» готовится к предстоящей экспедиции?

Е.Р.: Подготовка началась достаточно давно. Это и ремонтные работы, и подбор экипажа. Сам я участвовал в кругосветном плавании «Крузенштерна» в 2005-2006 гг. продолжительностью в 14 месяцев. Это, как говорил мой наставник и знаменитый капитан Коломенский, целое дело, причем не только для тех, кто работает на судне, но и для всех, кто задействован в организации и реализации этого проекта, и, в первую очередь, для руководителей КГТУ и БГАРФ. Успешное проведение экспедиции в честь 200-летия плавания Беллинсгаузена и Лазарева к берегам Антарктиды и 75-летия Великой Победы во многом зависит от того, насколько качественно будет сделана предварительная работа.

Что бы вы пожелали современным курсантам?

Е.Р.: Впереди у ребят большая и интересная жизнь. Уверен, что навыки и умения, полученные во время практики на «Седове» и «Крузенштерне», пригодятся и тем, кто планирует ходить в море, и тем, кто останется на берегу. Я всегда желаю им ставить перед собой высокие планки, достигать поставленных целей, и начать свой путь со своего первого рейса на одном из наших парусников.

В далеком 1999 году, во время моего первого рейса, напутственные слова нам говорил капитан Геннадий Васильевич Коломенский. Во время моего первого рейса капитаном я сказал курсантам, что вспоминаю, как с нами говорил мой капитан, и хочу посвятить этот рейс своему первому капитану, который ушел из жизни в 2014-м году. Буду очень рад узнать, что кто-то из нынешних курсантов спустя какое время станет капитаном, среди них есть много достойных ребят.