25 февраля 2020 Письма курсантов

Ветер, крен, ночной аврал

Курсанты «Крузенштерна» рассказывают, как им досталась победа в дружеской гонке парусников Росрыболовства.

Анатолий Макаров, курсант Волго-Каспийского морского рыбопромышленного колледжа (ВКМРПК):

«19 февраля три парусника Росрыболовства - «Крузенштерн», «Седов», «Паллада» - ровно в полдень встретились в южной части Атлантического океана. Курсанты учебных смен построились и под гудки парусников приветствовали курсантов и экипаж из других городов, учебный заведений.

20 февраля парусники заняли свои позиции. В 18:00 объявили готовность и старт. Все парусники расправили паруса и взяли курс по заданному направлению. Ближе к ночи ветер усилился, скорость тоже увеличилась. Неподалеку от «Крузенштерна» шла «Паллада», её сильно сносило ветром. Потом в ночной темени растворился барк «Седов».

К утру 21 февраля ветер стал еще сильнее, волны начали разбрасывать парусники. В это время сыграли парусный аврал, курсанты с большой скоростью построились у своих мачт. Требовалось убрать верхние паруса. Каждый курсант старался больше обычного, все работали слаженно и чётко, выполняли команды матросов и боцманов, как дружная команда, каждый знал, что если сильный ветер порвёт паруса, то маневрирование затруднится, или вообще станет невозможным. Всё утро барк раскачивало и сносило с курса волнами, накореняя корпус более, чем на 30 градусов.

В 10:утра 21 февраля капитан барка «Крузенштерн» Михаил Петрович Ерёмченко объявил по судовой трансляции, что все участники гонки прибыли к финишу без сильных последствий. Первым прибыл барк «Крузенштерн», вторым - «Седов», и третьим - парусник «Паллада». Это маневрирование было не с целью победить и показать, у кого парусник лучше,а пройти этот путь и показать командную работу в честь праздника 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и 200-летию открытия Антарктиды. В итоге, без потерь не обошлось: из-за сильного ветра у парусника «Паллада» был большой крен, достигавший 40-42 градусов. На «Палладе» порвались некоторые паруса, а у барка «Крузенштерн» - только парус на фок-мачте».

Владислав Эртман, курсант Мурманского морского рыбопромышленного колледжа имени И.И.Месяцева (ММРК):

«Парусная регата началась в 19:00 по судовому времени. В ней принимали участие 3 поистине легендарных парусника: «Крузенштерн», «Седов» и «Паллада». Направление дистанции было северное, все 3 кандидата на победу были обязаны пройти 200 миль на одних лишь парусах.

Для нас, ребят с «Крузенштерна», регата началась с двух парусных авралов, которые дали нам весомое преимущество в первые часы гонки. Дальше вечер пошёл своим чередом. Время близилось ко сну, многие из нас были в раздумьях, в чём же спать, чтобы выйти на неожиданный ночной аврал не позже обычного.

Время 03:30 ночи. Зазвучала команда на аврал, в кубрике включили свет. Через пару минут сонные курсанты уже стояли на палубе и ждали команды. Это, наверное, был самый сложный аврал на моей памяти. Шторм, качает, океанская зыбь и ветер не дают предугадать следующее движение судна, руки горят от снастей, и всё заливает холодной, солёной водой. Аврал длился час, но и часа мне хватило, чтобы понять, каково это, в шторм идти на парусах!

Наступил следующий день, регата подходила к завершению. До окончания гонки оставались считанные часы. Далеко позади нас виднелись наши соперники, и я уже мог предположить, что победителем из этой гонки выйдет наш парусник. И вот в 13:40, когда оставались 3 минуты до пересечения финишной прямой, прозвучала команда на уборку парусов. Ценой своих мозолей и порванного паруса мы одержали верх над всеми. После полдника нам дали заслуженный отдых, за что я хотел бы поблагодарить комсостав судна. А также сказать спасибо всему экипажу, курсантам и другим участникам регаты за приложенные старания».

Илья Овчинников, курсант Санкт-Петербургского морского рыбопромышленного колледжа (СПбМРК):

«Еще в начале практики нам сообщили, что в максимально приближенной точке к Антарктиде – Ушуайе – встретятся три самых больших учебных парусника Росрыболовства – барки «Седов» и «Крузенштерн» и фрегат «Паллада» для совместного маневрирования. Уже при стоянке на якоре в Ушуайе, нам сообщили, что помимо маневрирования будет регата – гонка парусников на 200 морских миль, в честь 200-летия открытия Антарктиды.

Гонка началась в 18:00, нам сыграли парусный аврал на постановку практически всех парусов. Сделали мы все достаточно быстро и на парусах пошли в сторону финиша. Многие ребята ожидали авралы, чуть ли не каждую минуту, но погода нам благоволила, и ветер не стал менять свое направление. Нас предупреждали, что ночью, возможно, ветер изменится, и будут авралы, поэтому страховки были наготове, многие даже спали одетыми в рабочее платье. В 3:45 ночи по судовому времени сыграли еще один парусный аврал. Как и говорили штурманы, ветер изменился, и нам пришлось перебросопливать реи. Перед этим мы взяли на гитовы и гордени грот- и фок-паруса, так как из-за сильного ветра это было бы сложно сделать с набитыми парусами. Судно очень качало, дул сильный ветер, волны заливали палубу. Судно кренило, все хотели спать, но мы знали, что наша задача была как можно быстрее все сделать. Это был наш первый ночной аврал, не сказать, что тяжело, больше непривычно. После аврала все легли спать. Утро началось по распорядку дня, до завтрака - все как обычно, а потом опять аврал – уборка косых парусов.

Утром до финиша оставались 73 морские мили. Ближе к обеду мы подошли к финишу, и, как оказалось, первыми. В 14.00 часов гонка окончилась, наш капитан Михаил Петрович объявил о том, что мы пересекли финишную линию первыми. 200 морских миль под парусами мы прошли за 19 часов. Все были в восторге от победы, стало ясно, что силы, потраченные на авралы, были оправданы.

Марат Баширов, курсант Калининградского морского рыбопромышленного колледжа, (КМРК):

«Вот и прошла регата трёх парусников, и это доставило нам море эмоций и впечатлений. Это событие мы ждали очень долго и гадали, как часто будут авралы, и сколько будет идти гонка. Перед гонкой все три парусника вместе маневрировали. Иногда суда подходили друг к другу так близко, что курсанты могли перекрикиваться со своими друзьями и знакомыми.

Как только началась гонка, мы сразу поставили все прямые и косые паруса и продолжили день, как ни в чём не бывало. Но в этот день были ещё несколько авралов, что нас неплохо так вымотало, но мы знали, что это мы делали для общей победы.

Ночь, даже можно сказать утром, было 4 ч. 6 мин., прозвучал аврал. Мы вскочили с коек и начали одеваться при крене 15-20 градусов. Самое незабываемое – это когда я при крене, дожде и ветре полез укатывать нижний брамсель. Я почувствовал себя, как будто меня снимают в фильме. После ночного аврала все легли спать, а утром, в 11 часов, мы заметили, что у нас порвался фок-парус, но это нас не особо замедлило, ведь мы уже внушительно обогнали «Седов» и «Палладу».

По окончании гонки мы встретили победу аплодисментами, ведь каждый вложил свои силы. Но наша радость длилась недолго, потому что требовалось укатать паруса. После укатки Сергей Геннадьевич Усанков сообщил нам о возможности отдыха после полдника, чтобы восполнить силы после ночного и дневных авралов.

Все мы остались довольны этой гонкой, и в будущем будем про неё вспоминать и гордиться, что именно мы, а не кто-то другой был на нашем месте».

Евгений Соболев, курсант Калининградского морского рыбопромышленного колледжа, (КМРК):

«…кто в океане видит только воду, тот на земле не замечает гор…» Кто из нас точно сможет ответить на вопрос «что такое парусная регата?» Многие имеют очень поверхностное представление, и мало кто сможет дать максимально полный и точный ответ. Такими были и мы, курсанты УПС «Крузенштерн». Но мы не имели даже понятия, что нас ожидало.

Для меня всё началось несколько раньше, потому что в ночь с 18 на 19 февраля мне предстояло заступить на рулевую вахту. На тот момент наше судно находилось в дрейфе, в ожидании «Седова» и «Паллады», но самое интересное было впереди.

В 12 часов дня я заступал снова на вахту, в это время начиналось совместное маневрирование трёх парусников Росрыболовства. В какие-то моменты наши суда сближались настолько близко, что можно было с лёгкостью перекинуться парой фраз с курсантами на соседних судах. Мы должны были приветствовать друг друга фуражками. Хоть это и было не в первый раз, но курсантам сложно далось это приветствие. Махать нужно было абсолютно синхронно. Благодаря чуткому руководству наших руководителей практики, мы справились. Лично для меня самым ответственным заданием, от которого моё сердце готово было выпрыгнуть из груди, стала вахта рулевого. Честно говоря, я настолько сильно был взволнован, что словами этого нельзя описать, но именно волнение придало мне сил, нужно учиться быть ответственным во всех ситуациях.

«Палубной команде и курсантскому составу приготовиться к парусному авралу…», - именно эта команда раздалась в 18:00 по судовому времени. Так началась регата для нас, но мы были готовы к ней. Впереди нас ожидали 200 миль, которые врежутся в нашу память на всю жизнь. Ближайшие двое суток нельзя было назвать буднями, о спокойствии можно было забыть абсолютно. Каждое изменение направление ветра готовило нам аврал.

Волнение океана и сильная боковая качка вернула нас мыслями в воды Ла-Манша и Северного моря. Вот только мы за пол-мира от тех мест, когда многие впервые испытали морскую болезнь, и за плечами у нас уже не один аврал. Но испытания только начались. Крен доходил в отдельные моменты до 20 градусов. В один из этих моментов вылетел принтер из общего рундука, с которым, по итогу, мне и пришлось уснуть.

3:35 ночи. Полчаса, как сплю в обнимку с принтером, но звучит команда «приготовиться к парусному авралу…». Вот именно в этот момент понимаешь, какова цена парусной регаты. Нам предстояла перебросопка и частичная укатка парусов. Многим из нас повезло, потому что мы ложились спать сразу в робе, не прогадали.

Я надел страховку, обулся, встал в ряд у мачты. Боцман командует, а я занял свое рабочее место. Боцман командует выбирать гордени по двое, и как-же чертовски он был прав, потому что даже для двоих это задание было не из лёгких. Нас кидало в стороны, гордень в руках пружинил и, тем самым, помогал мне подняться. Пол-дела позади.

«Марсовым приготовиться к подъёму на мачты…», - в этот момент я потерял из вида соседа сверху. Он брамселист, ему предстоит укатать нижний брамсель, на мне остается подтравка горденей - тут я ему завидовал белой завистью. Но пятью минутами позже начался дождь, одно дело в такую погоду потравить снасти, но совсем другое обтянуть. Нам приходилось работать настоящей командой, ещё вечером мы могли ругаться и орать друг на друга, но здесь мы без колебаний и разногласий делали общее дело.

«На втором гроте снасти уложены, отбой второму гроту», - мы первыми укатали паруса. Второй грот - всегда первый, так мы говорим между собой, и сегодня мы показали это на деле. Таким запомнился мне этот ночной аврал.

Утром уже всем стало понято, что мы далеко впереди. Этот отрыв мы сохранили до конца регаты, о преодолении финишной линии нам сообщил капитан по судовой трансляции около двух часов дня. В такой момент вспоминаются слова классика: «Изведать то, чего не ведал сроду, - Глазами, ртом и кожей пить простор! Кто в океане видит только воду, Тот на земле не замечает гор». (В. Высоцкий)

Официальные группы экспедиции в соцсетях: VkInstagramFacebook
Официальный канал на YouTube
Официальный сайт барка "Крузенштерн"
Местоположение парусника в режиме реального времени