14 сентября 2016 «Крузенштерн»

Второе лицо

В преддверии празднования 90-летнего юбилея, продолжаем знакомство с экипажем «Крузенштерна». Сегодня – блиц-портрет старшего помощника капитана барка, Евгения Николаевича Ромашкина, каким его увидела Ирина Санникова.
«Крузенштерн» часто называют «Школой под парусами». Если следовать этой аналогии, то можно сказать, что ее директор – капитан, а старпом – завуч, второе после капитана лицо на судне. С Евгением Николаевичем Ромашкиным запланированную для интервью встречу пришлось перенести – и тому были свои причины.

За это время многие темы уже были обсуждены с другими героями интервью и, если честно, имелись опасения, что придется повторяться. К моему журналистскому счастью, этого не случилось. Да еще и отведенного времени не хватило, уж очень ответственно и глубоко проникает старший помощник капитана в суть работы. Впрочем, зачем я все это рассказываю? Перед вами практически стенография нашего разговора, так что судите сами.

- Что входит в обязанности старшего помощника капитана?
- Помимо непосредственного обеспечения безопасности судовождения во время ходовой навигационной вахты с 16.00 до 20.00 и 04.00 до 08.00, в мои обязанности входит проведение инструктажей по технике безопасности с экипажем и практикантским составом, ведение судовой документации в соответствии с требованиями СОЛАС, МКУБ, ОСПС и других конвенций, всех общесудовых расписаний – по тревогам, по швартовым операциям, по парусному авралу и т.д., а также табелей рабочего и ночного времени, составление графиков вахт и т.д.

- Это Вы мне сейчас дословно должностные инструкции цитируете?
- Практически да, Вы же хотели понять объем работ? Он таков, что, если даже просто перечислять дела, никакого времени в рамках интервью не хватит. У меня в каюте больше 35 сегрегаторов по всем аспектам жизнедеятельности судна, если начать с первого, и дальше по порядку, то в течение месяца к первому не один раз вернешься, потому что постоянно требуется обновлять, изменять, заполнять, проводить тревоги и т.д. и т.п. А с учётом экипажа в 225 человек, из них 120-125 курсантов, объём работ старшего помощника капитана меньше не становится.

- Вы сами тоже курсантом начинали?
- Да, я пришел на «Крузенштерн» в 1999 году курсантом 2 курса судоводительского факультета БГАРФ. Это был летний рейс, регата по Балтийскому и Северному морям, капитаном был Геннадий Васильевич Коломенский. В 2000 году также был на борту, уже курсантом 3 курса СВФ БГАРФ, позднее в палубной команде, а после окончания академии - 3-им и 2-ым помощником капитана. Диплом старшего помощника я защитил в марте 2007 года, и в осеннем рейсе того года приказом по судну капитана Олега Константиновича Седова был переведён на должность старшего помощника капитана. В 2013 году защитил диплом капитана. По состоянию на сегодняшний день у меня 36-й рейс, итого - 17-ый год на судне.

- 17 лет – символичная дата. Вы же в 17 лет сделали свой выбор, поступив в академию?
- Да, можно и так сказать. Полжизни «до» и полжизни в академии - с 1997 года.

- Учеба в академии давалась также легко, как в школе?
- Если прилагать соответствующие усилия, то да, как и в любом другом учебном заведении. Считаю, что мне в жизни очень повезло с учителями и в Ладушкинской средней школе, в том числе музыкальной и художественной, и в Балтийской Академии, и на «Крузенштерне» – это одна из самых больших удач в жизни. Я горжусь своими учителями и многим им обязан. И если у меня нет сейчас возможности всех перечислить в рамках данного интервью, то уверен, что такая возможность у меня ещё будет.

- От ребят слышала, что в академии есть «вредные» преподаватели, особенно, если они в солидном возрасте, еще и преподают по старинке. Это так?
- Морское судовождение - очень традиционное ремесло с большой историей. Ноев ковчег, может, и не был кораблём, но это уже было, как минимум, спасательное средство, а сам Ной – капитан. Магнитный компас с его многовековой историей обязателен на судах и в наше время – значит, судоводитель должен знать ТСС. Ориентирование по звёздам также требует теоретических знаний и практических навыков в астрономии. Поэтому «Технические средства судовождения», «Астрономию», как и все другие дисциплины, надо изучать с первой лекции, а не прогуливать, как это бывает. Так что все разговоры про «вредных» преподавателей - просто лукавство молодых курсантов, которые и сами не учатся, и другим не дают.

- Вы для курсантов тоже что-то преподаете?
- Вот буквально сейчас учебная смена находится в курсантской столовой в ожидании очередной попытки предъявить знания в отношении журнала регистрации практической подготовки. На сегодняшний день свои лекции я прочитал, поэтому пока курсант не ответит на поставленный вопрос должным образом, никакой зачёт он не получит.

- Вы же сами были курсантом, наверное, в то время тоже что-то казалось Вам излишне строго организовано. Те же поверки, ну куда с судна человек может деться?
- Уклад жизни и обучения на судне складывался годами. И все действия здесь оправданы. Я так и тогда считал. Если утром курсантов поднимают на зарядку, это не только для того, чтобы они свежим воздухом подышали и морской волной их обдало, а чтобы они проснулись до парусного аврала. Времени на прием пищи отводится 30 минут. Но это же не ресторан, где можно сидеть с телефоном и ловить покемонов. За первой сменой следует вторая, а потом в помещении столовой идут занятия. Когда я был курсантом, один мой знакомый вечером прилег в учебном классе на скамейку и заснул. За столом его не видно. Те, кто его искал, приседали, смотрели – ног тоже не видно. Возник тот же вопрос – куда человек делся с судна? Бегали, искали. Несколько раз в этот класс заглядывали разные люди, но алгоритм действий был одинаков – за столом нет, ног под столом не видно. Так что все здесь имеет свой смысл, а тем более в вопросах организации.

- Могу Вам задать личный вопрос? Буквально вчера практиканты из Клуба путешественников Михаила Кожухова устроили вечерние посиделки на тему «Что такое счастье». Вас в какие моменты «накрывает» безбрежное и абсолютное счастье?
- В моем случае ощущение удовлетворения может быть от толково выполненной работы, предварительно спланированной и подготовленной. Но если не замыкаться только на работе, то в этом году я осуществил давнюю задумку. Несколько лет я пытался организовать, чтобы на борту побыла моя Мама. И вот на переходе из Бремерхафена в Варнемюнде это случилось. Она была на судне, посмотрела, как здесь все устроено, как взаимодействует экипаж и курсанты во время парусного аврала и других работ. Она фотографировала восходы и закаты, встречные корабли и птичек на борту, ей все было очень интересно. Это и было счастьем, понимать, что ты в этой жизни что-то успел сделать для неё.

- Ваша карьера – это целенаправленный результат ваших усилий или естественный процесс?
- Когда поступал в академию, про «Крузенштерн» я не знал. Моя задача была просто хорошо учиться и не подводить учителей, которые всегда гордятся своими учениками и с которыми, как я уже говорил, мне в жизни очень повезло. Одним из учителей в Ладушкинской средней школе была и моя Мама, она более 25 лет преподавала химию и биологию. К карьере, как к таковой, я никогда не стремился, и слово это, если честно, мне не очень нравится. Просто я всегда старался все обязанности, которые на меня возлагались, выполнять добросовестно, не смотря на их объем и отсутствие свободного времени.

- Мне сказали, что Вы фанат футбола. В прошлом году в Санкт-Петербурге водили ребят на стадион «Петровский», договорились с экскурсией.
- Сложно назвать себя фанатом футбола, в этом году я не был ни на одной игре, скорее - заинтересованным лицом. Само участие в спортивных мероприятиях между экипажами парусных судов мне было интересно с курсантских лет и по настоящее время. В этом и прошлом годах мы удачно выступили в Амстердаме, Делфзейле, Антверпене, заняли призовые места, как в личных, так и в командных соревнованиях. А благодаря руководству стадиона «Петровский» была организована экскурсия во время захода в порт Санкт-Петербург. Подобные мероприятия – это своего рода отдых, возможность ненадолго отключиться от судовых дел и многие это понимают.

- Вопрос последний – о планах на ближайшую пятилетку.
- Будем считать, что вопрос не последний, а крайний, и не на пятилетку, а на ближайшее будущее. Обеспечить безопасную и безаварийную работу судна на пути в Чёрное море, достойно выступить на регате и закончить рейс 3/121 в 2016 году успешной сдачей курсантским составом зачётов и экзаменов по своей специальности. От реализации этих планов будут зависеть и планы на 5, 10 и более лет. А пока «Крузенштерн» любят и ждут, жизнь «Школы под парусами» продолжается.

Фото – из личного архива собеседника.