3 октября 2016 «Крузенштерн»

На флоте самое страшное – матрос со шлангом...

Галерею портретов экипажа "Крузенштерна" продолжает Николай Маслаков, электромеханик судна. 
Для Николая Александровича Маслакова матрос со шлангом актуален, как никогда. В фигуральном смысле, конечно. Потому что отвечает он и двое его подчиненных за все электрооборудование судна. И только небрежное отношение к нему может поколебать размеренный ритм мысли, чувств и слога электромеханика“Крузенштерна”.

Морская вода – главный враг всего электрического. Она проводит ток, и при ее малейшем попадании на контакт, последнему мгновенная «крышка», притом, что все судовое электрооборудование имеет повышенный класс защиты. Эту мантру Маслаков готов повторять бесконечное количество раз, в любое время сутоквключая тех, кто по положению своему допущен разве что до клавиши выключателя.

На этой хлопотной должности Николай Маслаков уже 32 года. Его история, в принципе, похожа на многие другие. Работал в Таллине в объединении “Эстрыбпром” с 1982 года. За “Эстрыбпромом” числились 102 судна. Плавсостав, в который входил и Николай Александрович, отправляли в рейс на разных судах. Так он поработал на плавбазе, производственном рефрижераторе, промысловых судах типа РТМС (рыболовный траулер морозильный(супер), прим. ред.) и РТМСК (рыболовный траулер морозильно-консервный(супер),прим. ред). В 1984 году «Крузенштерн», взявший кубок на Трансатлантической регате, вернулся в порт. Часть экипажа, приложившего для победы немало сил, списалась. Одну из освободившихся вакансий предложили молодому электрику. Предвкушая романтику, согласился с удовольствием.

Николай Маслаков: Специфика в обслуживании судового оборудования, конечно же, есть. Следует она из условий жизни на судне, где масса негативных влияний: крены, морская влажность, вибрация корпуса, перепады температур. Уходим, к примеру,из Таллина в тропики, буквально в течение несколько дней температура может измениться от - 20 до + 40 градусов.

У немцев на судне стоял небольшой дизель-генератор в носовой части, обеспечивал радиосвязь. В 50-х годах здесь установили оборудование постоянного тока. Мало того, что оно было громоздким, это еще и быстрый износ коллекторов, и искрение электрощёток, а также много других неудобств, связанных с постоянным током. В 1993 году в Германии были заменены генераторы постоянного тока на переменные. Но так как у нас еще продолжало оставаться оборудование постоянного тока, были установлены два трансформатора с выпрямителями. С этого момента началась замена устаревшего оборудования.

Постепенно с закупками нового оборудования, начали самостоятельно переоборудовать ГРЩ – главный распределительный щит. Каждую секцию отключали по очереди и переводили на переменный ток. Перед первой кругосветкой были установлены кондиционеры, а перед второй, в 2005 –м, полностью заменили электродвигатели системы вентиляции на переменный ток. По большому счету лишь в 2008 году мы завершили процесс переоборудования судна.

С тех времен на паруснике намного улучшились условия жизни. Но иногда даже с кондиционерами в каютах температура поднимается выше тридцати градусов. В каждом кубрике есть умывальник и горячая вода, в общем пользовании сауна, душевые и гигиенические комнаты.

Освещение в каютах и кубриках, на палубах, в коридорах, все приборы управления, насосы, система вентиляции, кондиционирования, провизионные камеры, аккумуляторные батареи – одним словом, Николай Маслаков отвечает за все.

В 1997 году не теоретик, а практик поступил в КМРК (Калининградский морской рыбопромышленный колледж), закончил заочно по ускоренному курсу за 2, 5 года. Конечно, пришлось восстанавливать теоретическую часть, с практической, как вы понимаете, проблем не было.

Николай Маслаков: В моем ведении все электрооборудование - от киля до клотика. Мы на клотике даже чаще бываем, чем матросы, потому что матросского оборудования на клотиках нет, и им нет необходимости туда подниматься. Мои специалисты - грамотные ребята. Работы хватает, и на них положиться могу во всем. Работаем, как правило, в рабочий день, вахтой практически не стоим. Это не промысловое судно, где остановка, к примеру, рыбцеха, может привести к срыву рейсового задания, и все надо срочно делать.У нас установлено очень много дублирующего оборудования. В случае отказа основного оборудования, мы переходим на резервное и в спокойной обстановке приступаем к ремонту. А как, например, электродвигатель ремонтировать в одиночку, если он весит 150 кг?

Вот сегодня пищеварочный котел вышел из строя. Позвонили в 6 утра – не работает. А буквально три дня назад произвели ремонт, все параметры в норме были. Разобрали, смотрим - влага. Что получилось? Водой котел наполнили, образовался конденсат, вода капнула, замкнула соединительную колодку. Представляете? Просто капля воды!

В настоящее время на «Крузенштерне» прорабатывается вопрос замены главных двигателей. Это автоматически повлечет и замену электрики. Когда-то на паруснике стояли дизели советского производства, простые и надежные, как первые советские трактора. Топливо в них поступало самотеком, двигатели запускались воздухом, тахометры числа оборотов были механические. Сейчас все оборудование навесное, фактически связанное с электроникой. Поэтому главная мечта электромеханика – оборудование системы дистанционного контроля за параметрами работы генераторов и главных двигателей.

ЦПУ – центральный пост управления - Маслаков планирует разместить в токарной мастерской. Тогда, не выходя из нее, можно было бы хоть каждую минуту осуществлять дистанционную проверку за работой оборудования. Пока механикам и мотористам приходится то и дело бегать вниз, следить за показаниями приборов.

А шум в машинном отделении, скажу я вам, не детский. Недаром профессиональная болезнь механиков – ухудшение слуха. Потому мечты Николая Александровича очень даже актуальны. Собственно, дело времени, ведь после 2005 года все электрооборудование закупали именно с расчетом оборудования ЦПУ.

Николай Маслаков: Здесь, на судне, многие ребята имеют хобби, кто собирает модели кораблей, кто сувениры мастерит. Но у меня хобби - это моя работа. Поэтому в свободное время книги читаю, кроссворды разгадываю. Время воспринимаю философски – вышел в рейс, значит, надо работать. Общее место отдыха – корма. Свежие новости и свежий воздух, общаемся, политику обсуждаем.

Вместо заключения скажу: как профессиональный повар, который по запаху определяет, досолено ли блюдо, так и Маслаков по слуху может сказать, скоро ли и где может случиться поломка. Ходит, прислушивается, как работает лебедка и не подвывают ли подшипники. Так что попав на судно, не удивляйтесь, если увидите человека, который ко всему прислушивается. Он не подслушивает, а о вашей безопасности заботится.