Версия для слабовидящих РУС  ENG 

В Новороссийске крузенштерновцы посетили крейсер «Михаил Кутузов»

Своими впечатлениями от экскурсии по военному кораблю делится курсант БГАРФ Моргоев.

В Новороссийске крузенштерновцы посетили крейсер «Михаил Кутузов»
Вчера состоялась первая, а сегодня – вторая экскурсии на крейсер «Михаил Кутузов», рядом с которым стоит наш барк. Ребята, побывавшие на крейсере вчера, остались очень довольны посещением и наперебой делились с нами своими впечатлениями.

Но лучше увидеть всё самому, и мы обрадовались, когда нашим руководителям удалось договориться о повторной экскурсии. Что лично меня поразило на военном корабле, так это его насыщенность всякой техникой и оружием. Казалось, техника находится просто везде: артиллерия главного и универсального калибров, тут же двуствольные зенитные орудия в которые нам разрешили забраться и покрутить маховики вертикальной и горизонтальной наводки. Над всем этим оружием и дальномерами возвышалась ходовая рубка и мачты совсем не такие как на нашем барке. И все было просто усеяно антеннами и другими устройствами различной формы и назначения.

А вот внутренние крейсерские помещения и коридоры немного похожи на те, что мы привыкли видеть на «Крузенштерне». Хотя, как и верхняя палуба, они тоже напичканы разной техникой, электрооборудованием и кабельтрассами. Даже не представляю, сколько нужно было времени, чтобы изучить весь корабль досконально.

Да, я совсем забыл сказать, что сейчас крейсер уже не входит в состав Черноморского Флота, а стараниями ветеранов, служивших на нём, стал мемориально-музейным комплексом, где проходит много различных мероприятий, в том числе таких, как наша экскурсия, и где люди, ранее служившие на «Кутузове», рассказывают всем интересующимся об истории своего корабля и знакомят с условиями жизни и службы на нём.
Кроме различных служебных помещений, таких как амбулатория, медпункт, щитовые и трансформаторные помещения, нам показали кают-компанию и матросские кубрики. 

Кубрики удивили меня больше всего. Какие, оказывается, у нас на «Крузенштерне» большие, просторные и комфортные кубрики. На крейсере 42-местный кубрик с трех (!) ярусными койками показался мне ниже и меньше, чем наши на 18 и 20 мест. При этом койки на крейсере куда короче, чем на «Крузенштерне», это мы тоже проверили.

Нам очень понравилось отношение сотрудников музея-крейсера к посетителям. Нам даже разрешили забраться в зенитные установки и на башню главного калибра, посидеть в кают-компании на тех местах, где сидели офицеры корабля, сфотографироваться на фоне гюйса (военно-морского флага на носовом флагштоке), в кубриках и корабельных помещениях, на фоне корабельного колокола и подержаться за рында-булень. 

После экскурсии я поискал в интернете информацию о крейсере и нашёл много подтверждений тому, о чём нам рассказывали, а так же и то, что, видимо из-за недостатка времени, не сказали. Оказывается, «Михаил Кутузов» очень часто находился в Средиземном море в зонах ведения боевых действий различными государствами и своим присутствием поддерживал и защищал наши торговые суда. Многие моряки крейсера, включая матросов срочной службы (то есть наших ровесников) были награждены за эти походы. Кроме того, крейсер часто участвовал в различных военных учениях и получал призы за успехи в стрельбах и различных видах подготовки. В общем, эмоций и впечатлений от экскурсии и рассказа экскурсовода осталось очень много. 

Особенно нам запомнились слова экскурсовода о том, что иногда ребята, знакомые друг с другом, и попавшие на крейсер в одно время, могли так и не увидеть друг друга за время службы. Хотя возможно это всего лишь очередная «флотская байка». 

А я сразу вспомнил, что на корабле есть стенд, с кадрами фильма, который снимался на крейсере и где свою одну из первых ролей играл В.С. Высоцкий, который некоторое время жил в одном из кубриков и так вживался в свою роль.

Только потом, уже сойдя с корабля и возвратившись на барк, я пожалел, что не попал в ходовую или в штурманскую рубку. Было бы интересно посмотреть и сравнить с теми, к которым мы привыкли на «Крузенштерне». 

Вот такие мои впечатления от экскурсии. И я понимаю тех людей, которые в своё свободное время посещают исторические корабли и суда, в том числе и наш барк. Кстати, очередь на «Крузенштерн» была длиннее, но и барк бывает в Новороссийске нечасто, а крейсер уже давно стал достопримечательностью этого черноморского города.


Курсант Моргоев, СВФ БГАРФ


С другими впечатлениями курсантов от Новороссийска, от Черноморской регаты и от рейса 3/121 в целом, можно ознакомиться в разделе «Письма с «Крузенштерна».

Партнер УПС "Крузенштерн" - "Русская рыбопромышленная компания".