Версия для слабовидящих РУС  ENG 

Разойдись по домам!

Традиционное построение практикантского состава и членов постоянного экипажа по случаю окончания рейса 1/122 завершили этой, самой приятной курсантскому уху, командой.

Разойдись по домам!
Воскресным утром «Крузенштерн» ошвартовался у 18-го причала Калининградского морского рыбного порта. По завершении работы пограничных и таможенных властей на судне экипаж и курсантов накормили обедом и стали готовить традиционное построение. Курсанты повторили строевое приветствие для гостей, прибывших на торжественное построение. «Небо и земля» - прокомментировали члены экипажа, имея в виду то, как оно звучало всего лишь полтора месяца назад.

На построение прибыли руководители калининградских морских учебных заведений, съемочная группа ГТРК «Калининград», а также родные и близкие курсантов Калининградского морского рыбопромышленного колледжа. Ребята из Астрахани, Санкт-Петербурга и Керчи домой попадут с некоторой отсрочкой, с учетом времени на дорогу. Все покинут Калининград завтра, 6-го июня.

С завершением рейса и успешной сдачей квалификационных экзаменов курсантов поздравил ректор КГТУ Владимир Волкогон. Капитан «Крузенштерна» Михаил Еремченко отметил: несмотря на то, что в наборе первого рейса навигации-2017 было много несовершеннолетних, все справились с условиями жизни на судне, прошли практику без замечаний, с достоинством выдержали первое в жизни серьезное испытание. Поблагодарив родителей за терпение и понимание, курсантов и членов экипажа распустили по домам. Мы решили посмотреть на жизнь практикантов глазами самих практикантов. Мы задали представителям всех учебных заведений одни и те же вопросы и выслушали их ответы. 
 


Дмитрий Елин, Калининград, КМРК, радиотехническое отделение, 2 курс. 

Рассказ о семье и причине выбора своего учебного заведения.
Отец служил в военно-воздушных войсках, сейчас капитан в отставке. Мама работает товароведом. По маминой и папиной линии все военные. Сестра в этом году заканчивает КМРК, но она учится на отделении «Информационные системы». Вначале хотел доучиться в 11 классе, потом поступить в Калининградский пограничный институт ФСБ России. Но дома решили, что лучше после 9 класса пойти на радиста, а уже потом закончить военный институт. На первом курсе так получилось, что попал на «Крузенштерн». Это был регатный рейс, он длился 4 месяца. Море зацепило, и я понял, что никаким военным я быть не хочу, буду поступать в БГАРФ, на судовождение. Таким образом, я здесь уже второй раз, и ребят, которые уже были на «Крузенштерне» из нашего колледжа еще шестеро.

К чему готовился перед рейсом и с чем никак не ожидал здесь столкнуться?
Этот вопрос не актуален, потому что все, что меня здесь могло ожидать, я уже знал. Основное, чему я научился – разбираться в авральных работах. В прошлом рейсе мне надо было слушать матросов, в этом я уже сам понимаю, как и что надо делать. И, конечно, по специальности много узнал, как все работает. Здесь живем другой жизнью, подчиняемся режиму: в 7утра подъем, в 7.05 – зарядка, потом постель заправляем, прибираемся. Дома я уже не могу валяться до обеда. В принципе, встаю так же, и зарядку делаю, и в своей комнате навожу порядок. Родители все это одобрили, хотя отец поначалу расстроился, что династию я не продолжу. Но сейчас он говорит, что это хороший выбор, раз я так решил – значит, пусть так и будет.

Чему научился, что понял?
Понял, что море людей меняет. Здесь проявляются все качества. В прошлом рейсе некоторые мои товарищи отрылись не с самой лучшей стороны, хотя я думал, что хорошо их знаю. Здесь учишься отвечать за свои поступки. Лезешь на мачту – думай, как и что делаешь, никто за тебя этого не сделает. В общем, здесь лично я стал серьезнее относиться к тому, что я делаю. После моря, мне кажется, у меня появилась сдержанность. В общем, стал чаще «голову подключать».

Какое открытие сделал для себя?
Здесь я в полной мере ощутил жизнь моряка. На берегу этого никогда не поймешь. Тут нет интернета, нет телевизора, многие от этого страдают. Но в длинных переходах я приспособился, всегда можно чем-то заняться: палубными работами, например, или книгу почитать. Ну и разные города и страны, в которые мы заходим. Был в Голландии, Бельгии, Германии, Франции, Финляндии, Греции, Марокко, Польше, а родители были всего в трех из них.

Что в организации жизни и учебы на судне воспитывает, закаляет, готовит ко взрослой жизни?
Я уже говорил: здесь учат больше думать, мыслить по-взрослому. Многое осознал. Я понял, что море не каждому по душе, но для себя я понял, что море – это мое.

Что бы изменил в установленном на «Крузенштерне» порядке, почему?
Я бы ничего не изменил. Меня все устраивает. После ужина у нас обычно свободное время, если нет авралов. Кто не выспался, может спать, или читать. Кому надо – стирает рубашки. У нас в кубрике парень на гитаре играет, слушаем песни, которые знаем, поем. Кино показывают. В прошлом рейсе мы сами фильмы выбирали. В этом – у нас график есть. В прошлом рейсе вкуснее готовили, но и в этом нормально. В прошлом рейсе бегали в медчасть и взвешивались, а в этом уже неинтересно стало.

Советы и пожелания следующей группе курсантов.
Здесь не надо ждать поблажек. Никаких особых развлечений не будет. Надо сразу включаться в процесс, думать о своей безопасности, ведь дома родные ждут нас. Поэтому в первую очередь мы должны вернуться невредимыми и здоровыми. Во-вторых, надо подумать и разобраться, будет ли море твоей профессией, зачем сюда идешь. Такие вопросы себе тоже надо задавать. И честно на них отвечать. Еще раз говорю, я определился, мне здесь нравится.

Максим Воробьев, Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж, 2 курс, специальность «Судовождение».

Рассказ о семье и причине выбора своего учебного заведения.
По сути, это профессия семейная. Папа такой же колледж закончил, только в Мурманске, но ходил в море недолго, года два, его это как-то не задело. Сейчас он директор строительной компании. А папин брат, мой дядя, он капитан на газовозе. Оба дедушки служили на военном флоте. Я выбирал между тремя колледжами, но все они были по одной направленности. В общем, остановился на том, где я учусь.

К чему готовился перед рейсом и с чем никак не ожидал здесь столкнуться?
Готовился я к экстриму. Знал, что будут авралы, нужно будет подниматься на высоту, нужно будет учиться, работать. Все это знал. Еще, конечно, ждал прихода в порты. Не был готов чистить картошку в таком количестве. Дома я никогда ее не чистил, а тут за одно дежурство надо было начистить два ведра. Палец один раз порезал случайно, но рана была неглубокой. Я не видел такие горы грязной посуды, дома мыл, конечно, но не так часто и не так много. А еще надо было мыть гальюн. И после того, как я мыл там раковины, писсуары и унитазы, меня теперь трудно чем-нибудь испугать.

Чему научился, что понял?
В дежурстве на камбузе я помогал повару делать запеканку из творога. Из выпечки это было первый раз, что я делал своими руками. Рецепт запомнил, могу маме ее сделать. Научился быстро есть, быстро вставать утром, обычно я очень долго просыпался. Понял, что когда у тебя рабочая смена, надо все время что-то делать. Надо все делать добросовестно, потому что боцман проверяет, найдет косяк, заставит переделывать. Зачем? Когда можно сразу сделать все хорошо.

Какое открытие сделал для себя?
Не открытие, а просто такая картинка вспомнилась. Когда мы шли из Ларвика в Антверпен, мы с друзьями увидели касатку. Она из воды появлялась несколько раз. Плыла она параллельно судну, потом скрылась. К сожалению, все растерялись, никто не успел ее снять на фото. Но это было незабываемое зрелище, самым запоминающимся моментом.

Что в организации жизни и учебы на судне воспитывает, закаляет, готовит ко взрослой жизни?
Парусные авралы здорово закаляют. Сначала у многих мозоли образовались, у меня они даже лопались. Их мазали йодом, пластырем заклеивали. Но все быстро зажило. А к врачу, если идти, он даст освобождение, тогда другим парням было бы больше работы. А еще был случай, когда я был дежурным по кубрику, я все сделал и решил полежать на кровати. Хотя, если все сделал, надо было готовиться к зачетам, их много, где-то больше шестидесяти, большую часть надо сдать. Короче, тут неожиданно пришла проверка, а я лежу. Соответственно, получил два наряда вне очереди. Но отстоял только один наряд на камбузе. Но все равно понял, что устав нарушать нельзя, все надо делать тщательно и вовремя.

Что бы изменил в установленном на «Крузенштерне» порядке, почему?

Я бы один день сделал для учебной смены выходным, когда все курсанты могли бы спать до обеда. Потому что я, к примеру, постоянно хочу спать, от работы, авралов, свежего воздуха. Еще бы в столовой давал поменьше перловки или горохового пюре, а вкусных порций можно делать побольше. Ну а так все остальное хорошо продумано.

Советы и пожелания следующей группе курсантов.

Когда собираешь чемодан на «Крузенштерн», надо меньше класть личной одежды, которой нет в списке, кроме кроссовок на разминки. Все равно все, чего нет в списке, здесь не понадобилось. А все что в нем есть, надо обязательно положить – формы, белые рубашки, брюки. Можно даже больше белых рубах. Носков можно больше, они куда-то все время пропадали. А свободное место в чемоданах лучше приберечь для подарков и сувениров. Надо получше запомнить свой дом, потому что по нему сильно начинаешь здесь скучать. Хорошо бы иметь побольше денег, потому что в 100 евро, как нам преподаватели говорили, никто не уложился. Я, во всяком случае, таких людей не знаю. Я много шоколада купил во всех странах, а брату – ему еще 2х лет нет, купил мягкую игрушку в Гамбурге.

Данил Духовой
, Керченский государственный морской технологический университет Судомеханический техникум, специальность «Эксплуатация судового оборудования и средств автоматики», 2 курс.

Рассказ о семье и причине выбора своего учебного заведения.
Все в нашей семье моряки, кроме мамы и бабушки по маминой линии – папа, дедушка, вторая бабушка, дядя, и так дальше по списку. Дед работал капитаном на рыболовном судне. В море я решил пойти сам. Тут свобода – это главное. Конечно, ты идешь по маршруту, но многое делаешь самостоятельно. Опять же можно посмотреть мир, разговаривать с разными людьми. Так что никакого выбора не было – только море. Но я вполне осознаю, что море – не на всю жизнь. Оно для молодых, оно дает возможность заработать, а потом дальше на этом строить свою жизнь.

К чему готовился перед рейсом и с чем никак не ожидал здесь столкнуться?
Я готовился к ночным авралам. Думаю, что они интереснее, чем обычные. Но у нас рейс не регатный, ночных авралов нет. Еще думал, что страшно подниматься на высоту, но это не так. Короче, совсем не страшно. Ребята с прошлого рейса рассказывали, что кормят хорошо и много. Так что голодным быть не боялся. И ничего такого, чтобы было неожиданного, не было.

Чему научился, что понял?
Научился многому: узлы вязать, знаю швартовные работы, много понял по своей специальности, то, что мне действительно надо учить. Ну и вообще есть о чем подумать в свободное время – семья, девушка, дальнейшие планы на жизнь.

Какое открытие сделал для себя?

Я открыл новые страны. До этого был только в Белоруссии и России, когда Крым еще был украинским. Мне очень понравилось, как к нам относятся простые люди за границей. В Польше, например, есть клуб для моряков. Там хорошо принимали, угощали. В клубе можно пользоваться игровыми зонами, бесплатным интернетом. Еще очень приветливо нас встретили в Антверпене. Там очень много русских. Мы познакомились с одним мужчиной, он долго с нами общался, много ходил с нами, показывал город. Особенно все как-то реагировали, когда узнавали, что мы из Крыма.

Что в организации жизни и учебы на судне воспитывает, закаляет, готовит ко взрослой жизни?
Тут больше подготовка к армии, чем к работе на гражданском флоте. Все здесь закаливает, и все в будущей жизни может пригодиться. Для некоторых ребят, которые маменькины сынки – для них это тоже хорошо, встряска. В нашем техникуме тоже присутствует дисциплина. Каждое утро построение, в университете даже вечернее построение есть, разводы, маршируем, ходим по всей форме. Поэтому для меня ничего нового.

Что бы изменил в установленном на «Крузенштерне» порядке, почему?
Мне кажется, что перед приемом пищи не нужно построение, потому что не несет никакой функции. Но больше ничего такого, чтобы было лишнее, нет.

Советы и пожелания следующей группе курсантов.
С самого начала, когда парни приходят на судно, надо моментально начинать учить теорию устройства судна, расположение всех помещений, парусное вооружение, знакомиться с членами экипажа. Надо сразу начинать писать отчеты, готовиться к зачетам. Потому что если накопить, потом будет тяжело, тем более, рейс не такой длинный. С собой нужны многие мелочи, к примеру, я забыл мыльницу, без нее очень неудобно. Нужно брать теплые вещи, лучше водолазки, они горло закрывают. Ее можно надевать под тельняшку, и это здорово спасает, когда ветер. Уши надо беречь, обязательно иметь шапку. Можно на группу взять утюг – это тоже облегчит жизнь, когда готовишься к увольнению. Можно захватить чай-кофе, в столовой есть кипяток. Вот и все советы. Все просто. Сами выбрали свою специальность, только нам к этой жизни и привыкать.

Артем Сырчин, Волго-Каспийский морской рыбопромышленный колледж, специальность «Монтаж и эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», 3 курс.

Рассказ о семье и причине выбора своего учебного заведения.
Мама работает в территориальном управлении Росрыболовства, отец и дед были моряками, оба работали старшими механиками. Сейчас их, к сожалению, уже нет. Получается, что я продолжаю династию. И мама тоже хотела, чтобы я учился именно в этом колледже. Дедушка вообще доволен был, что я поступил. В общем, вся семья поддержала мой выбор, хотя и другие профессии я тоже рассматривал. Но остановился на ВКМРПК. Еще эта профессия дает возможность посмотреть мир и хорошо оплачивается.

К чему готовился перед рейсом и с чем никак не ожидал здесь столкнуться?
Готовился я, в основном, учебой. Тренировал дисциплину. Например, старался просыпаться каждый день в 7 утра. Еще готовился морально, потому что я понимал, что придется быть 2 месяца вдали от дома. Мама говорила, чтобы я был аккуратнее. Я звонил при первой возможности, отправлял фотографии. Все волнуются, что здесь, да как. Максимально просят все, что здесь происходит, передать эмоциями, рассказывать в подробностях. Но я все-таки не думал, что физически будет так трудно, еще, конечно, тоска по дому. Поэтому стараюсь больше работать, учиться, так и время быстрее проходит. В общем, время с пользой надо проживать.

Чему научился, что понял?
Научился многому в плане профессии. Здешние электромеханик, электрики помогали вникнуть, полностью вкладываются с нами в нашу учебу. Вот сегодня мы в учебной смене, электромеханик нам объяснял всякие схемы. Потом он водит по судну, все объясняет. Я понял здесь, что море не для всех, но это можно понять только здесь. На берегу все кажется легко. Я понял красоту этой работы. Но однозначно я не решил, что это однозначно мое. И дома подолгу не быть, детей не видеть, хотя, конечно, еще далеко мне до всего этого. В общем, я не все еще до конца осмыслил и не уверен, смогу ли в будущем быть к такой жизни готовым. Потому что с детства в памяти осталось, как мы дома ждали отца из рейсов, скучали по нему, маме было тяжело. Может быть, пока есть время, еще буду присматриваться, чем можно на берегу заняться.

Какое открытие сделал для себя?
В портах больше удивил социум людей, их поведение. Например, гуляли по Антверпену. Люди бросали сумки на пол, бросались к нам с криками, просили сфотографироваться. Заграница – другой мир, с другой культурой, другой архитектурой. Мне показалось, что люди свободнее, добрее, беззаботнее, у них другие понятия, даже в одежде. Вот это, наверное, пока и есть самые большие впечатления.

Что в организации жизни и учебы на судне воспитывает, закаляет, готовит ко взрослой жизни?
Воспитывает и закаляет здесь абсолютно все, весь распорядок дня. Те же парусные авралы – физическая работа. Все это готовит к будущей жизни. Когда я сюда пришел, я думал, что выше грот-реи не полезу. В итоге, спустя пару авралов с электриками залез на клотик фок-мачты менять лампочку. Страха вообще не было, я понял, что есть задание, и его надо сделать. Когда-то же мы уедем из дома, и сами будем стирать вещи, чистить картошку, мыть посуду, это все показывают, все объясняют. Картошку толком я не чистил дома, мама всегда готовкой занимается, помощи никогда не просила. Посуду мыл. А сейчас всему научился, знаю, как что делать. Можно маме легко помочь, и даже есть очень большое желание. И понял, как иногда это все надоедает, и тут помощь будет нелишней. То есть созрело горячее желание приехать домой и помочь маме.

Что бы изменил в установленном на «Крузенштерне» порядке, почему?
В этом вопросе ничего нового не представляю. Здесь уже столько курсантов прошло, что все, что можно было, изменили. Вот, например, мы несли вахту на камбузе. Первую вахту мы работали с 6.45 до 23 вечера. Все закончили около 6-ти вечера, а мы так долго работали. Конечно, устали. Но сейчас вахту на камбузе разделили на две смены, и это стало гораздо удобнее и легче.

Советы и пожелания следующей группе курсантов.
В первую очередь не надо много вещей, в первый рейс мы набрали полные чемоданы. Хорошо, если есть возможность побольше денег взять. Но главное, надо быть готовым учиться и работать, искать что-то новое, чтобы с плюсом уйти. Во-вторых, надо проявлять себя в коллективе, быть дружными, потому что мы все здесь одно целое. На «Крузенштерне» очень красиво, и мама очень обрадовалась, что я именно на этом судне буду практику проходить. В общем, это шикарная память и отличная практика.

Артем Доронин, Керченский государственный морской технологический университет, морской факультет, 2 курс.

Рассказ о семье и причине выбора своего учебного заведения.
Я из многодетной семьи. У мамы с папой 8 детей, 2 девочки, 6 мальчиков, я 4-й. Старшему брату 25лет, младшие братья - двойня – по 14 лет. Папа работает в порту, старший механик на судне «Водолей». В школе после 9 класса решил поступить на матроса-моториста. Три года учился. Практика была на пароме, выполнял работу матроса. На «Крузенштерн» совсем не похоже. Потом поступил в университет на судоводительскую специальность. Работать лучше, чем в машине – всегда наверху, обозреваешь горизонты. На «Крузенштерне» прохожу практику во второй раз, хотя мог и на пароме в Керчи. Но выбрал здесь – это и загранплавания, можно повидать мир, практика реально учебная, больше опыта дает. Тем более меня поставили дублером, выполняю работу вахтенного помощника капитана веду навигационную прокладку, работаю с навигационными и метеорологическими приборами. Вот здесь я понял, что это мое. Профессия нравится.

К чему готовился перед рейсом и с чем никак не ожидал здесь столкнуться? 
Готовиться надо к тому, что обязательно будут экзамены, зачеты надо будет сдавать судовым специалистам. Если попадешь на парусную регату, будет много авралов, они выматывают. Иногда не очень вкусно готовят – это надо воспринимать спокойно. А дневальные, особенно те, кто попадают на санитарно-банный день, должны очень тщательно убирать. Не всем это дается. А проверяют все углы, все щели, чтобы порядок был в рундуках, в общем, много работы.

Чему научился, что понял?
«Крузенштерн» учит дисциплине. Все жестко, распорядок дня – от подъема в 7 часов до отбоя в 11 вечера. Первое время тяжело всем. Особенно утром встать. Насчет дома я понял – есть много красивых мест, но дома лучше.

Какое открытие сделал для себя?
Понял, что когда находишься в коллективе, нужно быть терпеливым. У каждого свои вкусы, воспитание, привычки. Никакой агрессии к тому, что не нравится. Любая неосторожно сказанная фраза может привести к конфликту.

Что в организации жизни и учебы на судне воспитывает, закаляет, готовит ко взрослой жизни?

Распорядок дня – основа основ. Мы должны быть наглаженными, побритыми, чистыми. Бывает, и наряды получают за нестиранную рубашку. Ее еще и повесить надо вовремя в сушилку. На учебе нужно внимательно лекции слушать, потом идет самообучение. Специалисты здесь опытные, если потребуется, обязательно еще раз все растолкуют.

Что бы изменил в установленном на «Крузенштерне» порядке, почему?
Построение в столовую – это лишнее. Мы выходим из кубриков, стоим на шкафуте, затем опять идем в помещение. Я понимаю, что это часть дисциплины, но, в принципе, можно сразу идти в столовую. Ничего бы не изменилось. Вечером, в свободное время, хочется в гражданскую одежду переодеться. Если тепло, в робе жарко, тогда мечтаем о шортах и футболке. Дома я привык каждый день душ принимать. Здесь – только если в нарядах стоишь. Но все это из области фантастики, потому что я понимаю, что судно – живой организм, здесь все рассчитано, если система начнет рассыпаться, ничего хорошего не будет.

Советы и пожелания следующей группе курсантов.
Фотографии своих родных нужно взять, иногда посмотришь, сразу теплее на душе. Нужно запастись тельняшками, бывает, порвется, или запачкается, или постирать некогда – чтобы была смена. Носки тоже не помешают, здесь они рвутся постоянно. Сладости можно взять – шоколад, конфеты. Здесь сладкого почему-то не хватает. В каждом порту все несутся в первую очередь вкусняшки покупать. В общем, ничего сверхъестественного, все жизненное.

От имени тех, кто уже завершил рейс 1\122, мы желаем курсантам, только оформляющимся на практику, учесть все напутствия и пожелания их предшественников. Пусть у вас тоже все получится!