Версия для слабовидящих РУС  ENG 

Повседневные работы на "Крузенштерне"

Cудовая жизнь практикантов на УПС «Крузенштерн» делится на 3 различные смены: день вахты, день учебы, день судовых работ. Каждая из смен имеет свои особенности. В этой статье курсанты барка описывают рабочую смену, её распорядок, виды работ, а также берут интервью у некоторых своих коллег.

Повседневные работы на "Крузенштерне"
День на барке начинается в 7.00 общесудовой командой: «Всему курсантскому составу подъем!». Весь распорядок дня на судне расписан и оглашается судовыми командами по внутрисудовой связи. Такие команды относятся практически ко всем курсантам, но есть и отдельные для рабочей смены, которые обычно отдает старший боцман. Первая команда для рабочей смены звучит в 8.30 после завтрака, в это время курсантский состав строится для проверки наличия всех практикантов, их внешнего вида и распределения по рабочим местам. 

Старший боцман  Михаил Александрович Привалов пересчитывает курсантов рабочей смены, разделяет их на три группы (по одной группе на мачту). После этого боцмана мачт разъясняют своим группам порядок работ на день и назначают ребят на места их проведения, обеспечивая их необходимыми инструментами. Перерыв делается до начала обеда (с 11.00 до 13.00), а в 13.00 звучит команда старшего боцмана: «Рабочей смене курсантов прибыть к своим мачтам, продолжить судовые работы». 

В 15.30 наступает полдник, а в 17.00 звучит команда «Рабочей смене курсантов сделать приборку на рабочих местах». В 18.00 рабочая смена идет отдыхать, и на этом судовые работы заканчиваются. В итоге получается около 8 часов, проведенных на палубе, включающие в себя разные виды такелажных и покрасочных работ.

В начале рейса основной задачей курсантов рабочей смены было обновление внешнего вида барка. Мы отбивали старую краску на металлических поверхностях судна, покрывали кислотой, шкурили деревянные конструкции, такие как привод Дэвиса и нескончаемые деревянные предметы такелажа. После этого заново придавали им свежий вид, в общем, готовили «Крузенштерн» к заходам в порты. Но среди работ, которые выполняют большинство курсантов, есть и уникальные, такие как работа на высоте (на реях), помощь парусному мастеру, реф. механику, плотнику, электромеханику. В последний месяц нашего рейса эти работы наиболее востребованы, так как вскоре судно встанет на ремонт, а для этого его нужно особо подготовить: снять паруса, убрать бегучий такелаж, произвести косметический ремонт в кубриках и в остальных внутренних помещениях. 

Многие курсанты проявляют инициативу по улучшению состояния мест проживания. Например, практиканты 6-го кубрика решили украсить стол и нарисовать на его столешнице сам «Крузенштерн». Другие ребята с большим энтузиазмом помогают нашему реф. механику Иванову Сергею Владимировичу и получили за это благодарственные грамоты.

Недавно курсанту Ролетневу Алексею выпала роль помощника парусного мастера Игоря Александровича Майорова. "Я уже и раньше помогал парусному мастеру, но на этот раз работы было побольше из-за того, что все бом-брамсели и брамсели всех мачт сняты", - рассказал Алексей. - "Я всегда считал, что штопать паруса - это женская работа, однако здесь толщина и вес парусины не для слабых рук, даже если ты используешь мощную швейную машинку. Сами паруса очень тяжелые и неповоротливые, в мастерской они занимают все пространство и поэтому в одиночку Игорю Александровичу не справиться. И это мы ещё не снимали нижние ярусы самых больших по площади парусов!".

Еще один курсант, Дубинин Валерий, помогал плотнику ремонтировать деревянные конструкции на верхнем мостике. Валерия мы также решили расспросить о том, чем ему выпало заниматься. "На верхнем мостике работы ведутся очень редко, а сейчас нужно было снять деревянные крепления для радио буёв и спасательных кругов, зачистить их и заново покрыть лаком", - объяснил Валерий. - "Но мне было интересно, потому что сегодня я обновил свои знания о работе на верстаке, ведь прошел уже год с нашей последней практики в БГАРФ".

Что сказать, работ на судне действительно много, ведь как ни крути, а судну уже 88 лет и , чтобы его содержать в таком образцовом состоянии, нужно постоянно что-то ремонтировать, красить, чистить, смазывать и мы горды тем, что частица нашего труда вкладывается в это уникальное судно. Здесь мы научились уважать свой и чужой труд, бережно относиться ко всему, что тебя окружает.


- Курсанты СМФ БГА Сергей Гаврилов и Максим Рудик
Фото: курсант СМФ БГА Дмитрий Кандыбо