Версия для слабовидящих РУС  ENG 

“Неужели я потратил 6 лет на то, чтобы поставить диплом на полку?”

Выпускник радиотехнического факультета БГАРФ рассказывает о том, как работать по специальности.

“Неужели я потратил 6 лет на то, чтобы поставить диплом на полку?”
Виктор Панов закончил радиотехнический факультет Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота в 2010 году, и с тех пор работает по специальности. В конце 2013 Виктор опубликовал подробный отчет о том, что представляет собой работа на рыболовном траулере, в популярном ЖЖ-сообществе «Один мой день», вызвав тем самым массу интереса со стороны пользователей и читателей. Мы связались с Виктором для того, чтобы он рассказал о том, как складывается судьба выпускника БГАРФ, и что ждет курсанта после получения диплома.


«На радиотехнический факультет я поступил в 2004 году. Поступал целенаправленно на радиотехнический - с детства увлекался электроникой и планировал получить специальность радиоинженера.

После окончания почти сразу “загребли” в армию. И уже там пригодилась полученная специальность: попал на радиоузел и вторые полгода службы прошли в чистом помещении с диваном и телевизором. Ну и комплексом радиосвязи специального назначения - в дополнение.

После армии пришло время всерьёз определяться с профессией и дальнейшим местом работы. Большинство моих одногруппников переучивались на судоводителей или занимались мелким бизнесом. У меня был выбор - идти по их пути, но в какой-то момент я подумал: “Неужели я потратил 6 лет на то, чтобы поставить диплом на полку?”. Именно эта мысль стала определяющей: я решил во что бы то не стало воспользоваться этой синей бумажкой. Иначе, можно считать, что учёба была просто потерей времени.

Первым местом работы после армии стала фирма, занимающаяся установкой и обслуживанием морского радиооборудования. Именно там я впервые действительно понял, что из себя представляет и как работает всё, что мы изучали! За год работы в той фирме я посетил около пятидесяти различных судов и по-настоящему освоил всё то, что проходили на “Технической эксплуатации…”. Спустя год работы я задумался о том, как бы самому пойти в море. И вот тут начались настоящие сложности и испытания.

Во-первых, все знают, что на торговом флоте должности “радиста” отменена ещё в 90-х. Многие считают, что этой должности вообще не осталось на флоте. На самом деле это не так: помощники капитана по радиоэлектронике до сих пор требуются на пассажирских судах, на судах спецназначения, судах, работающих за полярным кругом (в частности - атомные ледоколы) и на больших рыболовецких траулерах.

Что касается последних, там наличие этой должности обусловлено очень большим количеством специфического поискового оборудования, которое нуждается в профессиональном обслуживании. Собственно, из вышеперечисленных - именно траулеры наиболее распространены, поэтому я начал поиски с крупных рыбопромысловых компаний нашего региона.

Здесь открылась вторая, и самая большая сложность - получение “морских” документов. Оказывается, выдаваемый по окончанию диплом не является достаточным для работы в море. Необходим ещё и так называемый рабочий диплом, который можно получить, только отучившись на специальных курсах и отходив в море 6 месяцев в должности радиооператора-стажёра. И если с первым всё понятно, то второе было настоящей проблемой. Ценз стажёра радиста даёт только поход курсантом на “Крузенштерне”. Моему курсу повезло меньше всех: наш учебный рейс длился всего лишь два месяца. Когда я уже, было, отчаялся, подвернулся исключительный шанс: Калининградская рыбопромысловая компания, нуждавшаяся на тот момент в новых специалистах, согласилась специально для меня ввести должность стажёра. Так я добрал недостающие 4 месяца, отучился и получил рабочий диплом.

Началась работа на рыбопромысловом флоте в полном соответствии с полученной специальностью. Работа отличная, если знать одну хитрость: нужно в первой половине рейса пройтись по своему заведованию и отремонтировать всё, что неисправно. Сделать крепко всё, что на соплях. И тогда всю вторую половину рейса можно смело отдыхать или заниматься своими делами. Например, читать книги и посещать судовой спортзал. Ведь если все исправно работает, радиста никто не беспокоит, не считая, само собой, регламентных работ и подвахт. Немаловажно и то, что должность эта на судне очень уважаемая. Единственный начальник - капитан, а поскольку от работы оборудования зависит успех рейса и все это понимают, по мелочам стараются не беспокоить. При этом, если не отказывать в помощи и ремонтировать ломающуюся технику у экипажа (например, компьютер или DVD-проигрыватель, который для кого-то - последняя отдушина в рейсе) - автоматически становишься лучшим другом и благодарность не заставит себя долго ждать - такая уж морская традиция. Зарплата, к слову, тоже немаленькая: ниже, чем у старпома, но выше, чем у третьего помощника.

Отработать даже на такой “идеальной” работе получилось всего лишь год. За это время я успел познакомиться со многими специалистами и компаниями, и неожиданно для себя самого, спустя немного времени меня буквально начали рвать на части! Вот вам и невостребованная специальность: за два месяца для меня нашлось семь вакансий, из четырёх организаций звонили и приглашали приступить к работе немедленно!

Честно говоря, я колебался: очень хотелось и дальше ходить в море. Но всё же я принял приглашение от Российского Морского Регистра Судоходства. Теперь я работаю в должности инженера-инспектора в Калининградском филиале. Думаю, эта организация в представлении не нуждается. Что особенно мне нравится в этой работе - это то, что есть возможность быть в курсе всех изменений морского законодательства и технических норм, в частности, касающихся средств связи и навигации.
Сейчас я могу с уверенностью сказать, что я познакомился со всеми сферами морской радиослужбы: с установкой и ремонтом, с эксплуатацией в море и теперь - с нормативно-правовой частью.

Хочу сказать всем, кто собирается поступать, учится или недавно закончил радиотехнический факультет: не слушайте тех, кто говорит, что это - мёртвая специальность. Вакантные места помощников капитана по радиоэлектронике есть даже в нашем регионе. Но, помимо этого, хватает работы на берегу, причём на любой вкус - от работы “руками” до бумажной. Ну и огромное множество смежных областей - телекоммуникации, промышленная электроника, коммерческая связь.

Я с удовольствием поделюсь любой доступной мне информацией и своими наработками с теми, кто пожелает строить свою карьеру в области радиоэлектроники и морской радиослужбы».


Прочитать о работе Виктора на рыболовецком траулере можно в ЖЖ-сообществе "Один мой день".