Версия для слабовидящих РУС  ENG 

На «Крузенштерне» сыграл виолончелист Борислав Струлев

Барк второй раз за год открыл свой борт для калининградцев, чтобы на судно поднялись более 4000 жителей и гостей города.

На «Крузенштерне» сыграл виолончелист Борислав Струлев
Продолжается череда мероприятий, посвященных празднованию 90-летию «Крузенштерна». В минувшую субботу состоялся второй в этом году открытый борт в Калининграде, который позволил еще четырем тысячам счастливчиков воочию увидеть знаменитое на весь мир судно-юбиляр и погулять по палубе среди его величественных мачт. День начался на «Крузенштерне» с торжественного построения на палубе, в котором приняли участие юные воспитанники Российского фонда поддержки флота. Открыли построение капитан судна Михаил Петрович Еремченко и капитан-наставник Михаил Вячеславович Новиков. С 90-летием судно поздравили представители организации «Офицеры России», яхтсмены из Калининградской областной федерации парусного спорта и представители других общественных организаций и объединений. Михаил Вячеславович также зачитал и вручил благодарственные письма, пришедшие в адрес членов офицерского состава «Крузенштерна» от Правительства области и показал некоторые из подарков, которые получило судно к юбилею от своих партнеров.

Открытый борт заработал практически сразу же по окончании построения. Ворота Калининградского морского рыбного порта, у которых к тому моменту собирается внушительное количество желающих попасть на палубу 90-летнего судна, открываются, и у трапа «Крузенштерна» выстраиваются первые посетители судна. В числе первых, кто поднимается на борт парусника, оказывается Борислав Струлев – прославленный российский виолончелист, один из самых востребованных музыкантов и главных популяризаторов виолончели и классической музыки мирового масштаба, за спиной которого совершенно головокружительная карьера. Несмотря на многочисленные заслуги, награды и покоренные вершины, Струлев далек от почивания на лаврах, и ищет вдохновение в общении с людьми и посещении новых для себя мест.

Одна из миссий музыканта - озвучание виолончелью локаций, на первый взгляд, для этого непригодных. В начале этого года виолончелист погружался в шахту на глубину 340 м, а за день до приезда на «Крузенштерн» выступил на крупнейшем предприятии по производству автомобилей «Автотор». Субботним вечером он должен сыграть традиционный концерт в Кафедральном соборе под аккомпанемент органа, но перед этим артист планирует нанести «Крузенштерн» на карту своих выступлений. Однако для него это не просто «галочка». «Я не гонюсь за рекордами, я просто не мог упустить возможность и не сыграть на борту легендарного барка, - рассказывает он тут же окружившим его многочисленным журналистам. – Конечно, сейчас бы я мог лежать в кровати и отдыхать в гостинице, но мне это не интересно. Когда еще представится возможность побывать на «Крузенштерне»?

На судне Струлев первым делом отправляется к месту своего выступления, в кают-компанию барка, для того, чтобы проверить акустику помещения. Там он достает из кофра свой знаменитый инструмент – виолончель французского мастера Жана Батиста Вийома 1844 года выпуска, копию музыкального инструмента, созданного самим Страдивари, перелистывает взятые с собой ноты, усаживается перед пюпитром и несколько раз проводит смычком по струнам. Кают-компания и весь барк наполняются звуками музыки. Звучит не виолончель, звучит все судно – стены, переборки, коридоры и внутренние помещения. Испокон веков, виолончель подразумевает аккомпанемент и способна по-настоящему раскрыться исключительно в сочетании с камерным или симфоническим оркестром, фортепьяно или органом. Струлев же абсолютно самодостаточен и изумительно солирует на инструменте, выводя его на передний план. «Саунд-чек» завершается, и на вопросы членов экипажа «Крузенштерна» о том, требуются ли ему микрофоны и усилители, Струлев театрально произносит: «Никаких микрофонов, акустика здесь, как в «Карнеги холл»! 
 
Сотрудники Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота проводят для виолончелиста экскурсию по музею судна, музыкант с огромным интересом поглощает историю знаменитого барка, засыпает экскурсоводов вопросами и успевает позировать для фотографий. Там же он приоткрывает завесу сегодняшнего выступления. «Сегодняшнюю программу я буду считывать с глаз своих слушателей», - говорит он. – «Бах, Дворжак, джаз, импровизации. Это может быть что угодно». Про свою череду выступлений в «экстремальных» и не приспособленных под это помещениях, он говорит, что главное хотеть этого и не бояться. «Я живу по принципу «пробовать», и чем больше людей будут слышать виолончель, тем лучше, - рассказывает музыкант. – Моя задача сегодня – одухотворить людей, которые будут ходить в море и самому чему-нибудь у них научиться». Струлев говорит, что всегда просит организаторов своих концертов организовать для него посещение каких-то удивительных мест. «Это адреналин, это романтизм и это мечта», - заключает он.

В завершение своего общения с журналистами, Струлев просит их «выкинуть линк на Facebook». Это еще одна характерная черта музыканта: виртуозно работающий с классическим репертуаром, играющий на виолончели, которой более 160-ти лет, он – артист XXI века, не живущий в отрыве от реального мира и активно использующий его возможности для продвижения своего искусства. После музея Борислав Струлев отправляется в каюту капитана, где знакомится с капитаном судна Михаилом Петровичем Еремченко, капитаном-наставником Михаилом Вячеславовичем Новиковым и ректором КГТУ Владимиром Алексеевичем Волкогоном. На традиционное чаепитие в компании главных людей судна у него сейчас нет времени, да и неуемная энергия музыканта требует немедленного выхода. После еще одной непродолжительной фотосессии, он устремляется в кают-компанию, где снова садится за виолончель и в ожидании членов экипажа и журналистов продолжает разыгрываться. В исполнении Струлева на виолончели звучит блюз, разделавшись с которым, он вскакивает со стула и выкрикивает: «С днем рождения, «Крузенштерн»! Пока собираются слушатели, он интересуется у тех, кто уже занял свои места, почему макароны по-флотски носят такое название, и как бы между делом продолжает играть.

«Я уже не первый раз в Калининграде, но не подозревал, что у вас есть такое чудо, - начинает он концерт. – Теперь, если я буду еще на каких-то мероприятиях, связанных с морем, мне будет, что сказать и что вспомнить». Для членов экипажа Струлев исполняет три произведения: арию из оперы «Таис» французского композитора Жюля Массне, переложенный на виолончель этюд №2 Александра Николаевича Скрябина и юмореску Антонина Дворжака. Перед исполнением заключительной композиции Струлев обращается к экипажу судна: «Это поклонение и судну, и его 90-летию, и вам всем. Вы поддерживаете все в порядке, несмотря ни на что. Это дисциплина, это правильное отношение, вера, проникновение каждой деталью этого корабля, знание его изнутри. Я вам салютирую, и говорю: «Так держать!». 
 
Завершив свое выступление, Борислав Струлев не собирается покидать барк, и еще почти два часа проводит в компании Михаила Еремченко, осматривая различные помещения и засыпая капитана вопросами об устройстве и работе судна. Напоследок музыкант оставляет запись в книге пожеланий, долго и тепло прощается с членами экипажа, приглашает всех на свой вечерний концерт и, прихватив кофр с виолончелью, которую он любя называет «моя старушка», спускается по трапу и устремляется к выходу из порта. Магия музыки заключается в том, что она способна оживить неживое, заставить звучать и жить материальные и бездушные, на первый взгляд, вещи. Борислав Струлев оживляет свою 160-летнюю виолончель, а та, в свою очередь, заставила резонировать и петь 90-летнее судно. Кажется, что звуки, изданные сегодня на барке, будут отдаваться в его стали еще долгое время.


Другие материалы и видео о посещении Бориславом Струлевым «Крузенштерна»:

Сайт КМРК
Интернет-портал "Новый Калининград"
Интернет-портал Калининград.ру
ГТРК- Калининград, ВИДЕО