Версия для слабовидящих РУС  ENG 

«А лапти можешь? А корзину???»

Курсант «Седова» Максим Макаров о своем увлечении плетением из бересты и получении диплома мастера «За сохранение и продолжение культуры народов русского севера».

«А лапти можешь? А корзину???»
Плетением из бересты я начал заниматься с ранних школьных лет. Нашу школу посетили преподаватели «ОЦДО» (Областной дворец детского и юношеского образования) и предложили заниматься в различных кружках, основное направление которых – рукоделие и ремёсла народов севера. 

Занятия проходили вне учебного времени: дважды по будням и в выходной день, как правило, в воскресенье. Новое увлечение настолько затянуло многих из нас, что мы спешили на мастер-классы задолго до прибытия нашего педагога и с нетерпением ждали, когда же она откроет мастерскую. Это был узкий длинный зал с единственным огромным панорамным окном с великолепным видом на набережную. Длинный стол – верстак, упирающийся в стену – занимал три четверти от всего периметра. Все незанятое верстаком пространство было увешено выставочными стеллажами с поделками. Большинство из них были сделаны руками нашего опытного педагога Нины Васильевны. Каждый юный мастер был невероятно горд, когда его работа оценивалась на «отлично» и удостаивалась чести занять место среди других экспонатов на выставочных стендах.

Плетение из бересты представляет собой несколько этапов, начиная с заготовки сырья. Для плетения корзинок, вазочек, лаптей и т.д. её нужно чистить – снять наружный слой коры, что поначалу кажется отнюдь нелёгкой работой. «Шеркунки» (иначе говоря погремушки) делаются из неочищенной бересты. Их изготовление стало нашей первой практикой. 
 
После легкой работы мы приступили к плетению, но, увы, не из бересты. Первые наши работы были сделаны из бумаги. Нина Васильевна внимательно оценивала наши способности, а именно: аккуратность и старание. Чертить длинные, ровные линии на бересте, которая, имея различные наросты и неровности, совсем непохожа на лист гладкой бумаги, а затем их вырезать – нелегкий труд для новичка с неопытными детскими ручками.

Я очень быстро усвоил все уроки и за довольно короткий срок повторил все работы, выставленные в зале: от самой маленькой погремушки до хлебницы и лаптей. Умение, желание и фантазия – три составляющие, способные изменить много вокруг тебя и придумать что-либо новое. Я подключил к процессу творческое воображение, и вскоре мои поделки заняли добрую половину выставочных полочек нашей мастерской. После 4-х лет посещения кружка и участия в различных выставках я получил диплом мастера «За сохранение и продолжение культуры народов русского севера».

На борту барка «Седов» это увлечение «всплыло» случайно. Как-то на досуге, найдя ненужный глянцевый журнал, я сплёл маленькую солонку из бумаги, а после рассказов, где и как я этому научился, посыпалось множество вопросов: «А лапти можешь?», «А корзину???» и т.д. Мы достаточно долго стояли в порту Светлый, по окончанию занятий и судовых работ нас отпускали в увольнение. Из бумаги поделки выглядят не так красиво, и сами по себе они довольно хрупкие, поэтому для плетения лаптей и сборки шеркунков я решил, пока это было возможно, заняться изготовлением сувениров из настоящего природного материала – бересты, на память курсантам из других городов, проходящих со мной практику, и членам постоянного экипажа.


Максим Макаров, курсант 3-го курса АМРТ 
Марина Кожухова, помощник капитана по связям с общественностью УПС «Седов»